Поймать в объектив быстротечное мгновение, проследить связи, протянувшиеся из краткого сейчас во вчера и завтра – такую задачу поставили перед собой участники фотовыставки “Вперёд в прошлое”, открывшейся в музее-усадьбе купцов Колокольниковых.
Двадцать семь снимков семнадцати авторов из фотостудии “Истоки” и клуба “Фоторегион” планировалось показать в Музейную ночь – под открытым небом, поздно вечером, с эффектной подсветкой. Но каприз погоды (кто помнит, в тот день хлестал ливень) заставил фотомастеров и музейщиков перенести выставку, а названием ее так и остался девиз музейного праздника – “Вперед в прошлое”. Своеобразную тему каждый фотограф понял по-своему – и предпринял собственное путешествие во времени, чтобы вернуться с новыми впечатлениями, образами, ассоциациями.
Первыми зрителями экспозиции стали сотрудники музея, люди, умеющие смотреть не спеша, вдумчиво. Если следовать их примеру, то за занятной картинкой, сюжетной коллизией, игрой света и тени можно обнаружить неординарный взгляд на повседневность, умение в частном подмечать явление, обобщая его до уровня символа.
Работы отбирали на заседании фотоклуба все вместе – обсуждали, спорили. Учесть следовало массу критериев: соответствие теме, кадрирование, композицию… Или можно было, по призыву Сергея Шаповала, положиться на интуитивное, не выразимое словами ощущение прекрасного, которое в японской традиции зовется словом “югэн”. В стенах музея нашлось место и работам молодых дарований, и творениям зрелых мэтров, в том числе побывавшим на крупных российских выставках.
Любопытно, что в эпоху повального увлечения цветной фотографией, профессионалы предпочитают выставлять черно-белые снимки. Это не сознательный демарш – в пику орде любителей с цифровыми “мыльницами”, уверяют организаторы показа. Просто… “Что такого можно сказать в цвете, чего нельзя сказать в черно-белой фотографии? – удивляется Ольга Елесина. – Это должен быть какой-то очень важный акцент. Чтобы внимание привлекал именно цвет. Но мне черно-белая фотография привычней, в ней я нахожу все, что нужно”. Ее работа “Отчий дом” – зеркало, в котором отражается жизнь немолодой уже женщины. Старые фотопортреты на стене, кусочек быта с чайником, утюгом, настольной лампой и бра ретро-фасона; тенью на шкафу – кот, воплощение домашнего уюта… Черно-белые тона здесь еще больше укрепляют связь с прошлым, в котором цветные фотографии были редкостью. В работе “Бетон и жизнь” цвет тем более ни к чему: серый массив туннеля, далеко в конце – крошечный человечек-силуэт… А фотограф Дмитрий Изосимов вообще рассказал интересное: оказывается, в современных цифровых фотокамерах матрица черно-белая, так что и фотография изначально получается черно-белой, а в цветную ее превращает шаблон Байера, то есть особый комплект цветных фильтров, которыми накрыты фотодиоиды матрицы. “Я делаю черно-белые фотографии, когда цвет отвлекает от сюжета, – объясняет Дмитрий. – Чтобы смысл карточки стал более выпуклым. Но это оправдано, только когда перед нами игра контрастов, игра света. Работа со светом и есть основная техническая функция фотографа. Поэтому черно-белая фотография, при прочих равных условиях, более интересна”.
Афишу выставки “Вперед в прошлое” украшает фото Людмилы Цвиккер – графичный зигзаг лестницы, ведущей к растворенной в тумане реке. Черно-белой, разумеется. Черно-белый мальчишка у Сергея Шаповала тянется в черно-белое небо. Вообразим этот сюжет в цвете – и яркие краски в самом деле приглушат остроту порыва, отвлекут взгляд на себя… Но цветные фотографии в экспозиции, конечно, есть. Так, в работах Вадима Шарова цвет подобен оперной приме перед оркестром, одетым в черно-белые фраки; он выделяет главное. В прошлом: краешек красного флага в руках старика-демонстранта. В будущем: девчушку, заглянувшую в танцевальный класс, где в зеркалах мелькают ноги опытных плясунов… Интересных, необычных снимков на выставке много. Увидеть их можно до 21 сентября в музее “Торговый дом Колокольниковых” (ул. Республики, 20) совершенно бесплатно.