6-7 июля на территории туристского комплекса «Абалак» проходил V международный фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле», организаторами которого являются правительство Тюменской области, администрация г. Тобольска, гостиница «Славянская» и клуб исторической реконструкции «Ильвинг».
Поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по туризму, правительство Тюменской области, администрация г. Тобольска, департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО. Его стратегическими партнёрами выступили авиакомпания «ЮТэйр», «Гранд Моторс» – официальный дилер NISSAN в Тобольске, филиал «Росгосстраха» в Тюменской области, филиал МТС в Тюменской области. Фестиваль собрал более 200 реконструкторов, представляющих ведущие клубы страны и ближнего зарубежья. Число гостей, посетивших «Абалакское поле», составило свыше 16 тысяч.
На высоком бреге Иртыша
раскинулся исторический лагерь. По соседству разместились в походных палатках русичи, славяне, викинги, которых на Руси называли варягами. Интерес к культуре, быту викингов в среде исторических реконструкторов не иссякает.
Обитатели лагеря живут настоящей жизнью. «Не путайте нас с ролевиками, – говорит мне мужчина, помешивающий кашу в котелке, и представляется: «Я – хозяин небольшого исландского хутора рубежа X–XI веков». Про Исландию того периода Вадим Зевлевер, приехавший на фестиваль из Новосибирска, знает многое, что позволяет ему практически перемещаться во времени. И, похоже, в эпохе раннего Средневековья Вадиму нравится. Единственное, чего не хватает его душе у викингов, так это кавалерии, а она, как известно, по суше передвигалась пешим образом. Сей пробел он восполняет погружением в 1812 год, где является командиром гусарского полка, но это уже другая история.
Первый день фестиваля выдался жарким. «Вы в реке не искупались?» – интересуюсь у «хуторянина». «А у нас в Исландии в реках или озёрах купаются только ненормальные», – слышу в ответ. Вадим рассказал мне о ночных баталиях с местным гнусом. Но быстро забывает о «комариной войне» и с восхищением восклицает: «Какая у вас тут красота, какие просторы!». Наши взоры устремлены на реку. И будто по заказу из-за поворота появляется теплоход. Чуточку фантазии, и мы представляем себе, что это средневековая ладья.
В третий раз приехала на наш фестиваль Лидия Исаева из Барнаула. Платье выдаёт в ней жительницу Великого Новгорода рубежа X–XI веков. На груди поблёскивает лунница (женское украшение-оберег). И почему-то именно этот элемент одежды заставляет меня поинтересоваться у Лидии, что её так привлекает в той эпохе. Девушка, прихлёбывая из глиняной посуды душистый чай из трав, признаётся, что чувствует себя вполне комфортно в раннем Средневековье, хотя бытовые условия там весьма сложные.
– Это вам не 21-й век с микроволновками, компьютерами, сотовыми телефонами и прочими чудесами техники, – говорит Лидия, – но, оказывается, и без всего этого можно спокойно прожить. А пища, приготовленная в походных условиях на костре, особенно вкусна.
– У вас здесь так чудно, – улыбается Лидия. – Место для фестиваля выбрано просто сказочное. Настраивает на определённый лад и близость лагеря с монастырём. Мы наслаждаемся колокольным звоном.
Девушка призналась, что ей, экономисту по профессии, увлечение исторической реконструкцией доставляет массу удовольствия и позволяет приумножить знания.
По соседству разбита юрта клуба исторических реконструкторов «Медвежий двор» из Башкирии. Я бы назвала её интернациональной площадкой, так как шатёр дал кров представителям Киевской Руси, волжским булгарам, славянам, северокавказским аланам. Все они дружно колдовали над приготовлением гороховой каши.
Лагерь жил своей жизнью. Пока мирной. Его обитатели штопали одежду, готовили завтрак, нежились на солнышке, прогуливались на лужайке. Моё внимание привлекли молодая мама с полуторагодовалой дочкой. Тюменки Екатерина и Злата Киселёвы чувствовали себя в скандинавских платьях весьма комфортно, что вполне понятно, ведь пошиты они из натуральных тканей, без добавления синтетических волокон, а значит, дышат и от жары спасают.
– Мы со скандинавского острова Готланд, – пояснила Екатерина. – На фестиваль приехали всей семьёй. Это уже наша традиция. Приезжали на «Абалакское поле» ещё до рождения Златы. Теперь вот втроём.
Удивляло, что малышка замечательно переносила спартанские условия жизни и, кажется, всем была довольна. В то время как маленькие гости фестиваля, прибывшие из нашего 21-го века, капризничали, изнывая от жары. «Наверное, дело в одежде, – промелькнуло в голове. – Вот бы всех нас переодеть в лён да хлопок».
Екатерина показала мне место, где встали лагерем наши зарубежные гости – клуб исторической реконструкции «Варгенторн» (г. Витебск, Белоруссия). Но побеседовать с ними не удалось: утомлённые дальним вояжем они крепко спали.
А вот походным кузнецам Андрею Попову и Дмитрию Севостьянову было не до сна. Работа в кузнице под открытым небом кипела с раннего утра. Заказов было много. Кому треногу костровую сделать, кому чапельник для сковородки. Кузнецы, прибывшие в лагерь из г. Миасса Челябинской области, старались на славу.
И грянул бой!
Центральной площадкой фестиваля, конечно же, стало ристалище, куда стекался народ, взяв его плотным кольцом. Нельзя сказать, что современный человек кровожаден. Времена, когда всё решали мечи, клинки и шпаги, канули в Лету. Сегодня по большинству разногласий садятся за стол переговоров. Но многие из нас мечтают совершить путешествие во времени и хотя бы одним глазком заглянуть в эпоху раннего Средневековья, эпоху сильных и мужественных людей, время зарождения государственности на Руси, увидеть бои средневековых воинов, от которых кровь холодеет, а адреналина выбрасывается столько, что человеку долго не потребуется экстрим.
На ристалище правил бал Антон Панькин, ведущий, историк, мистик, музыкант. Он верен нашему фестивалю и все пять лет комментирует воинские поединки, мастерски вводя зрителей-болельщиков в мир средневекового воинского искусства. Приезжал он к нам, когда проживал по соседству в Омске, приехал и нынче, проделав неблизкий путь от Северной столицы (он теперь житель Санкт-Петербурга). Без его комментариев многое в турнире воинов было бы непонятным для современного человека.
А поединки воинов были настоящими, не бутафорскими. Участники были облачены в воинские доспехи, вес которых 20 – 30 кг, в поединках использовали боевое холодное оружие, правда, незаточенное, чтобы минимизировать травмы. Турнирные поединки были самым зрелищным мероприятием фестиваля.
Главный приз фестиваля – меч – достался клубу исторической реконструкции «Соболиный камень» (г. Екатеринбург).
Ноу-хау нынешнего фестиваля стала большая интерактивная программа для гостей. Все желающие после проведения официальных состязаний могли испытать себя в ратном мастерстве, в плетении кольчуг, в изготовлении средневековых украшений, в гончарном и кузнечном делах.
Покидали гости туркомплекс «Абалак», построенный в традициях сибирского деревянного зодчества, в отличном настроении, преисполненные желания побыстрее рассказать своим друзьям и знакомым об этом ярком, самобытном, увлекательнейшем фестивале.