С каждым днем крепнут связи нашей области с Республикой Беларусь: экономические, культурные, просто человеческие. Нынче городом-побратимом Тобольска стал Могилев из братского славянского государства. Еще 14 лет назад главы Тюмени и белорусского Бреста подписали акт соглашения о развитии экономического, технического и гуманитарного сотрудничества. На днях из города-героя вернулась делегация областного центра.
Рассказывает участник поездки, заместитель председателя Тюменской городской Думы Николай Романов.
– Друзья пригласили нас в город Брест, где традиционно отмечается День памяти по случаю начала Великой Отечественной войны. Туда прибыли представители Волгограда, Рязани, других мест России, присутствовала солидная делегация из Украины. Все, конечно, приехали раньше. Потому что накануне захоранивали красноармейцев, погибших при обороне крепости.
Видите ли, в настоящее время, уже не один год, идет реконструкция этого знаменитого объекта минувшей Второй мировой войны. Да, ещё находят останки воинов. На территории крепости имеется мемориал – одна плита сдвигается, там обретают вечный покой бойцы. Если обнаруживают медальон, то на доске так и пишут: имя, фамилию, номер воинской части. Увы, в основном видим: «Неизвестный солдат».
А вообще набирает обороты движение, которое так и называется –«Реставрация». В первый год сюда из разных городов СНГ, чтобы внести посильный вклад в обновление крепости, приехали 60 человек, в этом году добровольцев – 500. Одни работают тут, многие помогают деньгами.
– Это ветераны? – интересуюсь.
– В основном молодые люди, чьи деды проливали здесь кровь. Здесь и живут в бывших казармах. Места достаточно, ведь раньше располагалась крупная воинская часть. Более известна пограничная застава, которой командовал лейтенант Андрей Митрофанович Кижеватов, Герой Советского Союза. В Тюмени его чтут, у нас активно действует клуб детского творчества имени героя.
– Как прошел сам день?
– Подъем нам устроили в 2.00, а в 4.00 мы уже были на плацу. Как известно, именно в этот час фашисты напали на СССР. Парни, одетые в советскую и немецкую военную форму, показали, как это примерно происходило. Потом я поехал в Бобруйск, в моем купе оказались «красноармеец» и «фашист». Ребята раскрыли рюкзаки и показали амуницию. Тяжелая! Представляю, как было воюющим в летнюю жару.
– А что в Бобруйске?
– Мама перед смертью наказала мне побывать на могиле брата, то есть моего родного дяди Андрея Александровича Шешукова. Он ушел на войну в 42-м. Освобождал от немцев Белоруссию, да так и остался там, женился на белорусской девушке Нине. Дядя не раз приезжал к нам в Тюмень, в нашу родную деревню Кулигу. Всю жизнь проработал на заводе «Бобруйсксельмаш». Умер в возрасте 76 лет. В последний раз мы с мамой Раидой Александровной были в Белоруссии 30 лет назад. Моему племяшу Славику, внуку Андрея Александровича, тогда исполнилось ровно полгода со дня рождения. Теперь ему, понятно, за тридцать. Там и живет. А я привез в платочке землю с могилы дяди, рассыпал на кладбище, где покоится наша родня.
– Немало ваших земляков сложило головы в ту войну.
– В деревне установлен памятник с именами погибших: много Романовых, Валушины, Рюпины, Соколовы… Тюмень, конечно, более известна госпиталями.
Справка. В 11 эвакогоспиталях Тюмени лечилось более 13 тысяч раненых. Увы, не всех удалось поставить на ноги. Сто шестьдесят два красноармейца похоронены на Текутьевском кладбище. Ныне здесь установлен мемориал Памяти. На пилонах выбиты имена более 6,5 тысячи погибших в Великую Отечественную войну земляков.
Пока мало кому известно, что во Вторую мировую войну на аква- и территории Севера Тюменской области, в частности на острове Белом, вовсю шли боевые действия. Еще задолго до 41-го года фашисты построили на берегу военные базы. Субмарины адмирала Шеера потопили в Карском море не один десяток советских пароходов.
В частности, подлодка U-365, разгромив советский конвой БД-5, следовавший из Архангельска в Диксон с оборудованием для арктических станций и продовольствием для зимовщиков, потопила транспорт «Марина Раскова» (55 членов экипажа, 354 пассажира, в числе которых в основном женщины и дети) и наши тральщики Т-114, Т-116 и Т-118. Наши, понятно, отомстили. Но это было потом.
Однако вернемся на плац крепости-героя.
– Прошли красивым парадным шагом суворовцы, – продолжает Н. Романов. – 22 июня 2014 года здесь покажут себя ребята из клуба имени А. Кижеватова и нашего военизированного молодежного объединения «Форпост». Об этом мы уже договорились с местными властями Беларуси.
– Вот окончились торжества, а далее?
– Председатель городского совета ветеранов, полковник в отставке Василий Прокопьевич Малков отправился в деревню, где похоронены А. Кижеватов и его родные. Ведь осенью 1942 года гитлеровские палачи расстреляли всю семью лейтенанта. А я, пользуясь случаем, решал кое-какие производственные дела. Точнее, изучал завод по переработке мусора. Извините, не в тему. Но проблема существует и у Тюмени. В Бресте построили специализированное предприятие по германской технологии. Его сейчас доводят до ума. Немец-проектировщик здесь и живет. Пока что рентабельность завода 3 процента, думаю, больше шести не вырастет. Но в Бресте уже нет «мусорной» напряженки. Короче, все бытовые и промышленные отходы превращают в газ. На этом «голубом» топливе работает электростанция – город получает дополнительную энергию и тепло. Подобная идея в нашем областном центре витает, потенциальному автору выделена земля под строительство…
Дружеские контакты продолжим. Это неоценимо.