Мои суждения о творчестве тюменского писателя Николая Коняева носят фрагментарный характер, т.е. высказываю свои суждения о некоторых произведениях.
Позволю себе небольшой эмоциональный комментарий к сухой биографической справке Коняева, по сути своей творческой натуры высокой профессиональности, нестяжателя по жизни, православного человека по убеждениям.
Род деятельности, профессия накладывают на человека определенный отпечаток, природная наклонность обнаруживается рано. Н. Коняев имеет два высших образования: финансово-экономическое и литературное, которые он во всей полноте отразил в документальной повести «Моя нечаянная Родина». В этой повести, размышляя о судьбах близких по духу людей, привязанных к событиям, происходящим в России, писатель доказывает необходимость иметь каждому человеку исторические, религиозные, национальные корни. А главное, подчеркивает он, нужно уметь дать почувствовать, что ты пришел в этот мир не обывателем, что ты нужен Родине.
В этой повести нет прямого объяснения в любви к Ханты-Мансийскому району, поселку Нялино, малой родине, где родился писатель. эта любовь присутствует не в умозрительных словесных конструкциях, не в имитации действительности, не в борьбе с реальностью, а в приближении к ней, которая, расширяясь, отражает глубокую любовь к России. В его произведениях нет лживой приблизительности, двоедушия нарочитых помыслов.
Продолжение этой темы читатель обнаруживает в лирической повести «О, ля-ля!».
Повесть автобиографична, в ней угадывается общественная деятельность писателя, погруженного в дела писательской организации и личные бытовые хлопоты, связанные с получением квартиры – вожделенной мечты миллионов людей, прорывающихся в новое измерение жизненных и практических установок современного бытия. В будничных делах автор сталкивается с различными людьми, с их прагматическими, моральными, а иногда аморальными установлениями.
Так, во время обустройства новой квартиры писатель прислушивается к полемике двух помощников с их диаметрально противоположными воззрениями: один представляет коммунистическую идеологию, а другой – либеральную. Процитирую небольшую часть полемики: «Антон Владимирович: «Ну что, ну что вы о своей свободе, тоталитарном режиме, Иван Мефодьевич, вас что, в цепях держали, да? Да при коммунистах в стране порядок был. А что сейчас? Бардак! Разор! Погром!».
Это не аллегорическое противостояние, но вполне живое, и писатель побуждает читателя к размышлению на метафизическом уровне, выводя из событийной плоскости в новое измерение, к самораскрытию, благодаря чему создается впечатление не только широты понимания, но и глубины событий, происходящих в России.
В рассказах «Обидно», «Чтоб нас тоже видели», «Русский хант» Н. Коняев показывает контрасты сегодняшней жизни людей, разделившихся на бедных и богатых. Автор призывает своих героев – словесного сочинителя Говоркова, предпринимателя Векшина, Мишуню Бикбаева – к социальному порядку, к законничеству. однако, жизненные смыслы этих персонажей космоцентричны, они верят в благодать случая, удачу, но они социально не предопределены и непредсказуемы в период либерального, торгашеского социума.
Жизнь ставит некоторых людей, независимо от воли и желания, в пограничные ситуации между добром и злом, и человек, как показывает Николай Коняев, становится существом асоциальным, но в то же время он претендует на внутреннюю свободу. Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда часть людей пытается убежать из социума и укрыться в социальных сетях параллельного мира. Они верят в некий универсализм пришедших и уходящих явлений, объясняющий принципы развития общества, в котором есть обретения и утраты, богатство и нищета, но они, по их мнению, преходящие и исчезающие. Сюжет произведения рождается у Н. Коняева, мое субъективное мнение, на соотношении осмысленного чувства, а чувственная мысль влечет за собой содержание произведения. Их единение создает внутренний мир, гармонию писателя, восстанавливает духовную субстанцию, необходимую для творчества.
Широкий диапазон художественных средств и образная выразительность произведений Николая Коняева выводят значение его творчества за пределы Сибири.