В наше время часто можно услышать из уст весьма почтенных людей, что литература уже не имеет того влияния на общество, которое она имела в 19-20 веках. Надо признать, что для этого есть основания: электронные СМИ постепенно вытесняют книжную продукцию. Стремительное наступление технической цивилизации приводит к тому, что неподготовленному человеку трудно бывает угнаться за ее темпами. Но другие люди не в состоянии расстаться с тысячелетней традицией книгочтения.
И все же создается впечатление, что писатели – «властители дум» становятся маргиналами, а их книги читают все меньше и меньше. Как вернуть читателя, как заинтересовать, особенно детей, чтобы они открыли книжку и погрузились в нее, в смысл и чувства написанного, забыв все на свете. Хочу поделиться радостью с читателями и указать на некоторые талантливые детские книжки, появившиеся в Тюмени.
Профессор, геолог Юрий Папин опубликовал две чудесные стихотворные сказки – «Яблоко» и «Чудище лесное». Несколько книжек издал детский поэт и художник Александр Шестаков. Вышла чудная прозаическая книжка журналистки Елены Дубовской «Планета Котофея». Писатель Василий Михайлов выпустил книгу рассказов «Беличий переполох» и стихотворный сборник «Я лечу» с удивительными рисунками Евгения Крана. О последней хочу сказать особо.
Открываю первую страницу с неким трепетом и думаю, как будут воспринимать содержание мои внуки Александр и Тимофей. Неподдельная радость обрушивается от чтения уже первого стихотворения:
Хоть и мало Диме лет
Ищет он на все ответ:
– Может, скажете, ребята,
Почему наш мост горбатый?
В стихах В. Михайлова – деятельная жизнь, поиски ответа «почему?», она узнаваема и переведена на язык чувств. Представление о ней в стихотворении отчетливо проявляется в образах, интонации, в движении мысли. Фразеология его стихотворений отличается новизной.
Здравствуй, ежик, здравствуй, еж.
На кого же ты похож?
Целый год, видать, не брился…
Поглядишь – бросает в дрожь!
Но еще больший простор для индивидуального подхода открывается благодаря использованию перефраз:
Родились у квочки
Желтые комочки.
Шустрые ребята.
Кто они? Цыплята.
Мне представляется, порядок слов стиха объясняется тем, что переплетение предложений – сознательный художественный прием, цель которого, чтобы образы, рисуемые автором, и связанные с ними мысли воздействовали на детскую душу.
Так, в стихотворении «Котята» игра их набирает такую силу, впечатление от их вольности такое, что слабо диссонирующую ноту (первоначально) автор взял лишь для того, чтобы придать мажорному повествованию убедительность воздействия на ребенка. Котята растащили домашние вещи по всем комнатам, но:
Малышек бить не буду:
Тапок и чулок добуду
И потери все найду.
А когда я погуляю,
Мы опять втроем сыграем.
Сюжет стихотворения развивается просто и изящно. Взаимопроникновение поступков котят и линия поведения ребенка у автора книги «Я лечу» выводятся из событийной плоскости в новое измерение, благодаря чему создается впечатление не только широты, но и глубины происходящего.
У меня четыре кошки…
Сосчитай у кошек ножки,
Сколько глазок, сколько ушек,
Сколько надо им подушек.
Язык инвективы против котят в шутливой форме характерен для отдельных стихотворений, и автор тщательно их отделывает, наряду с другими художественными приемами. Все это преломляется в творчеств с единственной целью – научить ребенка видеть невидимое, осязать, чувствовать красоту слова.
Книга «Я лечу» Василия Михайлова, как и три других, нашла своих читателей и почитателей, которые ждут от автора продолжения.