В Тюмени прошла научная сессия Сибирского отделения Россельхозакадемии на тему: «Стратегия развития мясного скотоводства и кормопроизводства в Сибири».
– Очень ответственно принимать у себя академическую науку, – сказал в приветственном слове заместитель губернатора, директор департамента АПК Тюменской области Владимир Чейметов, – не каждый день Россельхозакадемия проводит мероприятия на такую животрепещущую тему. Сегодня собрались гости из областей, краев и республик Сибирского и Уральского федерального округов, Якутии и Казахстана. Изначально мы планировали принять около ста участников, но приехало значительно больше. Это говорит о том, что обсуждаемая тема является архиважной. Прекрасно, когда профессионалы-аграрники имеют возможность пообщаться, подискутировать, посмотреть… Нам есть что показать, с большим удовольствием это сделаем. Мы очень рады, что усилия наших сельхозтоваропроизводителей и областного правительства в этой отрасли не остались незамеченными.
По словам вице-президента Россельхозакадемии, председателя Сибирского отделения академика Александра Донченко, если молочное скотоводство развивается у нас в стране достаточно мощно, то мясная отрасль не очень – даже президент сказал: «Нет у нас мясного скотоводства».
– Мы хотим обобщить накопленный опыт. Тюмень выбрали потому, что здесь достаточно хорошо развивается это направление. Цель настоящего форума – предложить системные мероприятия строительства новой для России отрасли, придать этому процессу плановый, управляемый характер, – сказал Доценко. – Здесь, в Тюмени, составим общий документ и по нему будем работать с федеральными и региональными властями под контролем ученых… А научный потенциал у нас достаточно сильный. К тому же на поля пришли современная техника и технологии, новые высокоурожайные сорта кормовых культур, адаптированных к местности. Заметно вырос потенциал специалистов сельхозпредприятий. Не забывайте, что имеем малозаселенную территорию от Урала до Дальнего Востока, пригодную для разведения скота мясного направления. Если все это объединим, то сдвинем эту отрасль с мертвой точки.
Многочисленными исследованиями установлено, что белок животного происхождения является наиболее полноценным и должен составлять не менее половины рациона человека. Особенно актуально это для северных территорий – а это значительная часть России. Благодаря своим биологическим особенностям крупный рогатый скот использует более разнообразный набор кормов и формирует мясную продукцию, отличающуюся от мяса других видов животных богатым набором биологически активных веществ, особенными вкусовыми свойствами, чем обусловлено предпочтение к нему большинства населения.
Во многих высокоразвитых странах, независимо от величины территории, численность мясных животных превосходит поголовье молочных пород крупного рогатого скота. Например, в Бразилии, Аргентине, Канаде. Франции, Австралии на одну молочную корову приходится четыре мясных, в Германии, США – соотношение 1:1. В России удельный вес мясного скота не превышает двух процентов от общего поголовья. Несмотря на принятые правительством в 2008 году программы, процесс наращивания мясного поголовья идет очень медленно. Наша страна занимает первое место в мире по импорту говядины.
Восстановлению и функционированию отрасли и были посвящены выступления директора Всероссийского НИИ мясного скотоводства из Оренбурга Сергея Мирошникова, директора Сибирского НИИ животноводства из Новосибирска академика Владимира Солошенко, заведующего лабораторией института экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока из Новосибирска Александра Глотова, директора НИИСХ Северного Зауралья Евгения Ренева и других участников научной сессии.
Как уже было сказано, несмотря на реализацию масштабных проектов в Брянской области (инвестиции 24 млрд руб.), Воронежской (11 млрд руб.), других субъектах Федерации, положение с производством в стране высококачественной говядины по-прежнему неудовлетворительное. А ведь в царской России мясной скот доминировал. За последние 50 лет несколько раз предпринимались попытки реанимировать отрасль. И вот новая – с помощью уже упомянутой федеральной программы по развитию мясного скотоводства.
Что же мешает ее успешной реализации? Весьма солидную компенсацию на удорожание стоимости кормов по причине засухи в прошлом году получили только птицеводческая и свиноводческая отрасли. А вот производителей мяса КРС вниманием обошли, хотя все уши прожужжали о дефиците говядины. Складывается впечатление, что в Минсельхозе испытывают дефицит в грамотных специалистах. Каждый выпускник сельскохозяйственных вузов твердо знает, что для достижения 1 килограмма привеса птицы требуется 2 кг, свиньи – 3 кг, КРС – 8-10 кг сухих кормов. Кому, как не производителям высококачественной говядины из скота мясных пород, следует помогать. У нас при великой разнице затрат мясо птицы, свинины и говядины стоит примерно одинаково. Абсурд с ценовой политикой просто удивляет. До сих пор в стране не введен стандарт на высококачественную говядину. К примеру, мясокомбинаты Тюменской области принимают на переработку скот мясных пород по цене, равной стоимости выбракованных молочных коров. А нынче вообще непозволительно снизили закупочные цены, так как в пострадавших от засухи регионах с прошлого года идет массовый забой крупного рогатого скота.
Если обратиться к созданию племенного ядра мясных пород, то и здесь возникли проблемы. Раньше была дотация на выращивание и содержание головы племенного скота в размере 4,5 тысячи рублей в год, затем «ужалась» почему-то до 400 рублей. К тому же по ряду причин резко исчезает спрос на племенных животных. Спрашивается, как дальше хозяйствовать племенным заводам и репродукторам? Не следует забывать, что развитие мясного скотоводства – это важный социальный проект. Из 25 миллионов рабочих мест, которые планируется создать в стране, два миллиона способно дать именно мясное скотоводство со своей инфраструктурой.
Что намерены предпринять в этих непростых условиях в Тюменской области? У нас выращивается и содержится по мясной технологии 14 тысяч животных (12 процентов от общего стада КРС), из них 11 тысяч – чистопородных. В области, по словам заместителя директора департамента АПК Рустема Бетляева, продолжается формирование вертикально интегрированных мясных компаний. Они будут иметь примерно следующую структуру: предприятие с маточным поголовьем в 1500 животных, откормочная площадка (фидлот) на 10 тысяч голов, убойный цех мощностью 50 голов в смену, цех переработки, торговая сеть для сбыта продукции.
Для повышения спроса на племенных животных в области намечено также создать 30 фермерских хозяйств, которые будут заниматься разведением мясного скота. Для продажи племенных животных будут созданы скотные базары. Намечается поддержка выращивания молодняка в личных подсобных хозяйствах. При этом необходимо увеличить стадо помесного скота. А в специализированных хозяйствах по промышленному откорму широко применять гибридизацию.
Здесь-то и пригодятся все четыре французские породы, уже адаптированные к условиям Тюменской области. В мясной компании приступили к специализации – создана площадка для выращивания нетелей, поставляемых одиннадцатью племрепродукторами пяти высокопродуктивных мясных пород. Это также будет способствовать более успешной реализации чистопородных нетелей.
О том, что отсутствует федеральное финансирование научных исследований по созданию новых пород и типов мясного скота, приспособленного к сибирским условиям, известно. В Тюменской области, на мой взгляд, упустили прекрасную возможность использования некогда большого массива красной степной молочной породы. Ее просто свезли на мясокомбинаты ввиду невысокой молочной продуктивности. А ведь это был исключительно приспособленный к местным условиям скот. И при смешивании его с французским можно было получить неплохой результат. Время потребует создания пород скота, скажем, для подтаежной и таежной зон. Для этого прекрасно подходит французский салерс. Его уже сегодня можно смело использовать в помеси с малопродуктивным скотом на северных территориях.
Эксперт по мясному скотоводству из Франции г-н Самуэль Куба утверждает, что во Франции есть территории, где зимы более суровые, чем в Сибири. И для них там тоже созданы приспособленные к таким условиям породы мясного скота. Из доклада авторитетного эксперта присутствующие узнали много интересного и неожиданного. Зал, было дело, буквально замер от шока, когда француз заявил, что для откорма герефорда или абердин-ангуса, составляющих значительное поголовье в России, требуется чуть ли не вдвое больше кормов, чем лимузину. В нашей стране таких элементарно необходимых для выбора пород исследований никто еще не делал. Выходит, мы строим отрасль с завязанными глазами. Мало того, как признал премьер-министр Дмитрий Медведев, мясная отрасль у нас вообще не имеет соответствующей инфраструктуры, мы еще не совсем четко понимаем, куда и как нам двигаться.
Из докладов гостей по созданию кормовой базы для мясного скота нового тюменцы не почерпнули. Зато все с большими интересом слушали сообщение генерального директора ООО «Зубр», кандидата сельхознаук Фирдуса Сафина. Настолько оно было полным и обстоятельным, что вице-президент Россельхозакадемии Александр Донченко потребовал издать брошюру о передовом опыте племрепродуктора из Голышмановского района в деле совершенствования кормовой базы для мясного скота. Полезным для высокого научного собрания был и доклад об основных направлениях кормового поля директора НИИСХ Северного Зауралья Евгения Ренева. Коллектив селекционеров этого научного учреждения в результате кропотливой многолетней работы обеспечивает питомниками размножения почти все виды кормовых культур. Замкнул эту цепочку недавно созданный учеными высокоурожайный кормовой горох с превосходными характеристиками. Тюменские земледельцы имеют сортовые посевы, хорошо адаптированные к местным условиям. А это залог высокой продуктивности кормовых полей.
Перед входом в конгресс-холл технопарка НИИСХ Северного Зауралья выставил чуть ли не полутораметровой высоты вязанки трав, скошенных накануне с семенных полей. Можно только дивиться урожайности этих культур. Их, как выяснилось, создала заведующая лабораторией селекции и семеноводства кормовых культур Татьяна Липовцына. Для ее многочисленных селекционных достижений характерны высокие кормовая и семенная продуктивность, зимостойкость, устойчивость к болезням и вредителям. Не случайно сорта Липовцыной «привозят» с российской «Золотой осени» и с других авторитетных выставок золотые и серебряные медали. Ею опубликовано свыше 60 научных работ по селекции, генетике и семеноводству.
Гости побывали также на демонстрации кормозаготовительной техники и системы автоматизированного доения в ОАО «Совхоз «Червишевский». Посетили перерабатывающие цеха предпринимателя Виктора Кривощекова, племрепродукторы мясного скота пород шароле и обрак СПК «Скородум» и ООО «Слобода», молочный комплекс ООО «Эвика-Агро» в Исетском районе.
Об этих хозяйствах мы довольно подробно писали в канун фестиваля «Мясной базар». Скажу лишь, что ученые были буквально поражены дефиле самых крупных в мире мясных животных породы шароле. Удивлялись они всему и в «Червишевском». Долго не уходили с фермы, где доят роботы, пробовали превосходную по качеству продукцию, полученную от коров, которые доятся добровольно. На роботизированной ферме, как заявил главный зоотехник хозяйства Юрий Лифантьев, в отличие от традиционных технологий заметно укрепляется здоровье молочных животных. И как результат – совхоз производит высококачественную продукцию.
– Да так нельзя закладывать сенаж! – громко произнес один из гостей, – увидев на кормовом поле «Червишевского» суперсовременную технологию «сенаж в упаковке».
Ученый просто не знал о существовании такого вида корма. Еще семь лет назад Тюменский учхоз внедрил эту технологию. На полях скашивали смеси бобовых и злаковых трав, прессовали рулоны и затем на отдельной площадке заворачивали их в пленку. Такие травяные гигантские «консервы» без потери качества можно хранить несколько лет.
В «Червишевском» пошли еще дальше. Механизатор на комплексе «GLAAS» выполняет сразу три операции: прессует, измельчает и упаковывает в пленку. Производительность – один тюк примерно весом в 4,5 центнера в три минуты. Остается только вывезти их на склад. Как сказал главный агроном хозяйства Василий Кудряшов, сельхозпредприятие испытывает недостаток кадров в связи с близостью областного центра, а передовые технологии позволяют эту проблему решить. К тому же появляется возможность выдавать механизаторам достойную заработную плату.
– Заготовку начали еще 13 июня, – рассказал Василий Дмитриевич, – кормовые с 3,5 тысячи гектаров уберем в оптимальные сроки, в самую нужную фазу роста растений. Заложим высококачественные корма.