В музее “Дом Машарова” открылась выставка для детей “Сказки былых времен”. Необычность ее в том, что экспонаты не прячутся под стеклом, а открыто живут в небольшом музейном зале, превращенном на лето в русскую избу. Юным посетителям, заглянувшим в горницу на огонек, расскажут об Иване-дураке, Курочке Рябе, Бабе-яге, Колобке, сестрице Аленушке и покажут, как старые добрые сказки связаны с бытом и традиционной культурой русского народа.
Автор выставки, специалист музея “Дом Машарова” Дмитрий Елесеенко, поставил перед собой задачу провести параллели между реальностью и выдумкой. “Ничто так точно не отражает русскую самобытность, русский взгляд на мир, как народная сказка”. Правда, одни сюжеты дошли до нас из глубины тысячелетий почти неизменными, другие развивались, трансформировались вместе с жизнью и сознанием людей, третьи и вовсе возникли сравнительно недавно – ведь народная фантазия неиссякаема.
Для выставки сотрудники музея подобрали сказки крестьянские, домашние, от которых веет теплом печи, ароматом только что сваренной каши. В иных слышны отголоски древних обрядов и космогонических мифов, но детям не принято рассказывать о мировом яйце, хтонических божествах, таинствах инициации и сложном, неоднозначном образе Ивана-дурака. Все это они, повзрослев, сами прочитают в умных книжках. Если захотят. А вот о том, что сказки отражают житейскую мудрость, смекалку русского народа, им сообщат уже сейчас. Вспомним, как ловко обхитрил Иван Бабу-ягу, посадив ее вместо себя на лопату и засунув в печь… Но перед нами не избушка на курьих ножках, а простая крестьянская изба. Печка в ней, правда, не настоящая, зато лопата для хлеба, чугунок в устье, ухват, чтобы чугунок доставать, и заслонка, чтобы устье закрывать, самые что ни на есть подлинные, исторические. Иван (или Емеля?) на печи взят из коллекции театральных кукол, которую полтора года назад представляли в этом же зале. У печи сушатся лапти, под рукой у Ивана – балалайка. Весь национальный колорит налицо.
Колобок на деревянной скамье тоже бутафорский – с веселыми глазками и улыбкой во все круглое белое лицо. Этот колобок в печи еще не побывал, подрумяниться не успел. Разумная предосторожность: испечешь его, положишь остывать, а он и убежит. Что тогда детям показывать? Разве что черного котенка на коврике у печки. Кошек в русских сказках много, и все они разные – и хозяйственный котик-братик, выручатель незадачливого петушка, и мистический кот-баюн, и вскормленный сметаной черный кот Бабы-яги.
От печки танцуем в центр комнаты – к столу с самоваром, миской и резными ложками. Отличный повод вспомнить сказочную скатерть-самобранку, а заодно сказки про Маш и медведей. Почему во множественном числе? А потому что есть сказка “Маша и медведь”, а есть “Три медведя”, где героиню зовут Машенькой. “И увидела Машенька две комнаты. В первой стол огромный стоит…” У стола – нарядно украшенный сундук. Не иначе со златом, серебром и драгоценными каменьями. Рядом – плетеная корзинка. С подобной хаживали в лес и Машенька, и Аленушка… В отдельном углу – деревянная расписная колыбелька с кукольным младенцем. Под звуки народной колыбельной маленьким посетителям расскажут о старинном поверье: если бездетная женщина покачает колыбель с чужим малышом, то у нее непременно родится собственный… И в ночной тиши, населенной лешими, кикиморами и домовыми, она будет шептать ему сказки, древние, как тьма за окном и как утро, что придет ей на смену.
Зимой в морозы крестьяне нередко брали в дом теленка и поросят, домашнюю птицу. Посему завершает выставку “птичий угол”, в котором живут гуси, утки, куры. Разглядывая их, можно не только вспомнить Курочку Рябу, но и познакомиться с малоизвестной сказкой о бедном, но находчивом мужике, который сумел так разделить жареного гуся, что и барина повеселил, и сам в прибытке остался: “Ты, барин, всему в дому голова, так тебе голова и следует. Тебе, барыня, дома сидеть, за домом смотреть – вот тебе гузка! Сыновьям – по ножке, топтать отцовские дорожки. Дочерям – по крылышку. Вам с отцом, с матерью недолго жить, вырастите – прочь улетите. А я, мужик, глуп, мне глотать хлуп!”. Так у птиц называется крестец. А по сути, забрал мужик себе все гусиное тулово. Барин же посмеялся от души, напоил его вином, дал хлеба…
В витрине за порогом избы – костяные и фарфоровые персонажи сказок. Дедово семейство тянет репку, уносят прочь маленького Иванушку гуси-лебеди. Царевич склонился над своей лягушкой, а дед-подкаблучник – над золотой рыбкой. Встает перед Иваном на дыбы Горбунок, медведь несет в заплечном коробе хитрую Машу… “Все ли из этих сказок – народные?” – спрашивает Дмитрий Елесеенко. К экскурсии прилагаются игры и загадки, которые помогут ребятишкам освежить в памяти многие сказки. А выставку обещают дополнить новыми экспонатами – вышитыми занавесками, полотенцами, иконами. И непременно поставят ступу для Бабы-яги – а вдруг и она в гости зайдет, да по привычке полетать захочет?..