Песнь чувашского земледельца

Акатуй чуваши всея Руси по традиции отмечают после окончания весенне-полевых работ и перед началом долгой летней земледельческой поры. Как раз на середину июня приходится. В Тюмени нынче представители диаспоры собирались 15 числа в зоне отдыха микрорайона Заречный.

Свадьба плуга и земли

В многовековом народном обычае от устоявшихся норм и правил, от глубинного смысла ритуала не отступишь хоть на йоту. Такие торжества тем и хороши, что в них со скрупулёзностью необычайной соблюдается всё и вся – точь-в-точь как деды и прадеды их проводили. Акатуй в этом смысле, пожалуй, наиболее показателен. Акатуй в переводе с чувашского звучит весьма поэтично – «Свадьба плуга и земли». Лирико-романтическое словосочетание в названии древнейшего земледельческого празднества лишь передаёт трепетное отношение человека к земле, любовь к ней и радость от общения с ней. Об этом говорит и вся символика, и, если хотите, «режиссура» действа, дошедшие до нас из глубокой старины.

К Акатую обычно готовились загодя. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши и заблаго-временно собирали призы для награждения лучших хлебопашцев. Каждый дом жертвовал на праздник какую-либо вещицу: кусок ткани, полотенце, платки… Богатые же иногда давали денег на покупку барана. Во время самого действа его участники выходили нарядные, во всем праздничном, украшали ленточками и домашних животных – быка или лошадь. Деревенские красавицы проводили ритуальную борозду вокруг деревни. Плугом правил мужчина, а девушки, распоясавшись и распустив косы, лишь прикасались к плугу, имитируя вспашку. К празднику заранее варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Затем созывали родственников и соседей, накрывали богатый стол. Во главу его ставили алтар (деревянную братину) с пивом, а на середину на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только назначенный хозяином старец подносил всем пиво и хлеб с сыром, все дружно запевали старинную песню «Сев и пашня – вековечное дело наше». Приступая к молению, выпрашивали у Бога здоровье, обильный урожай и прибыль скота. После молитвы начинался пир горой – раньше праздник продолжался целую неделю. Поэтому молодежь (да и взрослые) успевали погулять в нескольких деревнях – и в своей, и в соседних. Веселье сопровождалось песенными хороводами, плясками, всевозможными играми и продолжалось до самого вечера.

Особенно выделялся всегда и на всех праздниках традиционный наряд чувашских женщин. Это расшитые узором костюмы – бело-красные платья, красивые разноцветные сарафаны и белые блузки, плюс оригинальный головной убор – шлемообразные шапочки, украшенные монетами. И это неспроста: в стародавние времена представительницы прекрасного пола наряду с мужчинами вставали на защиту своих домов и земель от непрошеных гостей. А монеты одновременно украшали и защищали головы воительниц от вражеских стрел…

Странники и переселенцы

В России по статистике живет около двух миллионов чувашей, более половины из них – за пределами Чувашской Республики: места их компактных поселений находятся в Самарской, Ульяновской областях, в Татарии, Башкирии, Красноярском крае… В нашем регионе представители этой национальности живут в Тюменском, Исетском, Аромашевском, Нижнетавдинском, Заводоуковском, Ярковском и других регионах.

Первые чуваши появились в Сибири четыре века назад. Известно, например, что после «визита» хана Кучума в Казань обратно с ним сюда пришли служивые чуваши. Ну а Столыпинская аграрная реформа 1907 года подвигла отправиться в Тобольскую, Томскую и Енисейскую губернии многие тысячи чувашских крестьян. В ходе переселенческой волны в поисках лучшей жизни они, выходцы с Волги, отправлялись целыми семействами по специальным путевкам, а обосновавшись на новом месте, как правило, давали ему название своей исторической родины. Например, в нашем Нижнетавдинском районе село Канаш – тезка одноименного райцентра в современной Чувашии. А тогда, 85 лет назад, земельный отдел Велижанской волости выделил чувашам-переселенцам территорию нынешнего Канашского поселения, где был образован хутор Феклистиха, в котором, как свидетельствуют историки и старожилы, была всего одна рубленая баня на всех да… русская печь в чьей-то избе. Правда, самих-то переселенцев было всего несколько семей – Мартышкины, Сергеевы, Кушниковы, Максимовы. Вскоре деревенька была переименована в Чувашский выселок. И, конечно, чтобы стать крепким хозяином, крестьянину-переселенцу надо было не только подготовить свой земельный надел под пашню, но и построить усадьбу, купить лошадь, корову, плуг, семена… Кстати, взаимопомощь здесь творила чудеса: вновь прибывшему ладили избу всем миром – за один день, а вечером уже справляли новоселье. И так – день за днём. Глядишь, уже целая улица выстроена, а там – и целая деревня. Неудивительно, что уже через несколько лет новоприбывшие, благодаря своему трудолюбию, вставали на ноги, создавали вполне зажиточные колхозы.

…Нынешнее торжество по традиции изобилует блюдами национальной кухни: непременно вкусными дрожжевыми блинами «икерч», традиционным пирогом с мясом и картошкой «хуплу», многими другими яствами. На празднике тюменских чувашей выступают фольклорные коллективы и солисты, а вместе с ними поет и пляшет весь честной народ.

Ностальгия и духовная жажда

Исследователи-фольклористы утверждают: в каждом таком празднике заложена концентрация духовных сил людей, жаждущих встречи со своей национальной культурой. 102-4-4Несмотря на то, что здесь, вдали от волжских берегов, во многих семьях уже почти не общаются на родном языке, всё-таки остаётся ностальгия, жажда встречи с той малой родиной, где родились и жили твои предки. Людям свойственно тянуться к своим истокам – это насущная необходимость, идущая из глубин национального подсознания.

Если говорить о взаимосвязи судеб и культур наших народов, то вполне уместно вспомнить, что письменность у чувашей появилась в 1871 году – на основе русской графики. Ежегодно в день рождения Ивана Яковлева, создателя чувашского алфавита, букваря, в поволжской республике проводится День родного языка. Тюменские чуваши, кроме прочего, помнят и мудрое изречение своего национального просветителя Яковлева, завещавшего единоплеменникам более столетия назад: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения».


10403