«Слишком много размытых формулировок…»

Владимир Путин повстречался с вице-премьерами

В пятницу, 7 июня, Владимир Путин встретился с вице-премьерами и помощниками президента, чтобы обсудить доработанные планы министерств.

Заседание проходило в рабочем кабинете президента в первом корпусе Кремля, там, где Владимир Путин во время первого и второго срока раз в неделю встречался с кабинетом министров.

Председателя правительства Дмитрия Медведева на совещании не было. Это выглядело на первый взгляд странно. Позже на вопрос, где Дмитрий Медведев, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков исчерпывающе ответил: «Он дома». Вскоре после начала совещания стало ясно, почему.

Поначалу предполагалось, что вице-премьеры прокомментируют уточненные и дополненные издания планов министерств и ведомств, работу которых они курируют, но до этого не дошло. Владимир Путин ознакомился с этими планами до начала заседания. И они ему не понравились. Ранее эти планы глава государства просил скорректировать с учетом своих майских указов, поэтому, видимо, сам и проверял теперь корректировку.

– Планы представлены, – сказал Путин. – И вот еще вчера вечером и сегодня с утра я с ними знакомился в предварительном порядке... Качество, содержание документов, к сожалению, пока не отвечает поставленным требованиям. Поэтому предлагаю министерствам дополнительно, скажем, в течение двух-трех недель доработать эти планы.

Теперь и без пояснения стало понятно, почему здесь нет Дмитрия Медведева: с одной стороны, если Путин завернул министерствам их планы, то зачем председателю правительства приезжать – только для того, чтобы выслушать про неуд? С другой – очевидно, Владимир Путин не хотел, чтобы Дмитрий Медведев ассоциировался с этим неудом и с назревавшей в связи с ним «раздачей».

Да вряд ли этого хотел и сам Дмитрий Медведев.

– В документах, – заявил Путин, – слишком много размытых формулировок, общих фраз. Собственно говоря, ничего как бы необычного здесь нет. Мы так все свои планы обычно и пишем. Но пожелания светлого будущего сегодня уже недостаточно. Недостаточно! Нужна сугубо конкретная, понятная для граждан картина изменения в той или иной отрасли через год, через два, через пять (план должен быть рассчитан именно на пятилетку и на каждый год в отдельности).

Владимир Путин и сам стал говорить более конкретно, отмечает «Коммерсант». Первой в связи с этим пострадала Федеральная таможенная служба. Сейчас удовлетворенность участников внешнеэкономической деятельности ее работой составляет 35%. По планам, к 2015 году эта удовлетворенность должна быть 50%, а к 2018-му – 80%.

– То есть по сути это означает, что в течение трех лет, до 2018 года, – продолжил президент, – половина всех участников внешнеэкономической деятельности может быть не удовлетворена качеством предоставленных услуг, а потом сразу такой прыжок, рывок к лучшей жизни! Мы понимаем с вами, что это невозможно!

Главе государства очень не понравилось, что министерства не приняли близко к сердцу идею создания новых рабочих мест (25 млн к 2020 году).

– Должно быть абсолютно понятно, кто персонально отвечает за достигнутые конкретные результаты либо за срыв работы, чтобы потом было ясно и понятно, с кого спросить, – продолжил Путин. – Чтоб никто не искал потом оправданий. Либо конкретный чиновник отвечает за конкретную работу, либо лучше сразу подумать об иных путях развития своей карьеры.

Если до сих пор еще можно было обсуждать, действительно ли Владимир Путин решил, по сути, взять на себя руководство кабинетом министров, то теперь этот вопрос более-менее ясен.

– Политическую ответственность, – констатировал Путин, – за выполнение плана несет тот человек, тот наш коллега, чья подпись стоит под утвержденным документом, то есть министр, руководитель ведомства. Повторю, по итогам работы я намерен встретиться с каждым министром и в открытом режиме заслушать доклады о достигнутых результатах.

Напоследок президент потребовал публикации планов министерств, «чтобы граждане России буквально в режиме реального времени могли следить за тем, а что же делается конкретно».

Вице-премьеры, конечно, тоже разделяют ответственность за планы министерств, пояснил Путин. Судя по тому, с какими мрачными и сосредоточенными лицами вице-премьеры слушали главу государства, они понимали, что это значит.

Следующий раз президент соберет членов правительства по этому поводу до конца июня. Министры должны к этому времени выполнить работу над ошибками – исправить, с учетом критики, ведомственные планы.

Интрига вот в чем: по силам ли министрам подготовить документы, которые устроили бы президента. Майские указы, напоминает «Независимая газета», первые указы, которые Владимир Путин подписал сразу после инаугурации в мае прошлого года. Эти документы составлены на основе предвыборных обещаний и, по мнению экспертов, несут печать популизма. В их числе указы об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, доступном жилье и повышении качества ЖКХ, демографической политике, совершенствовании госуправления и т.д. На основе майских указов правительству было дано 218 поручений. Причем большую часть – 151 поручение – надлежало выполнить в 2013 году.

Месяц назад правительство отрапортовало, что выполнено уже 70% президентских поручений, что, впрочем, не спасло от разноса. Владимир Путин предъявил претензии практически ко всем руководителям министерств. Пригрозил ответственностью «публичной, политической и персональной». И расшифровал, что под этим подразумевается: в конце года каждый министр лично отчитается перед ним за исполнение майских указов.

Политологи тогда в этом решении усмотрели элементы прямого президентского правления, которое введено над всем федеральным правительством, а не над отдельным кризисным регионом.

«Владимир Путин, похоже, сознательно принижает вес кабинета министров, демонстрируя, что именно он, а не кто-то другой руководит министрами», – считает завкафедрой прикладной политологии Финансового университета Константин Симонов. Но такой режим управления несет в себе определенные риски. «Если регулярно собирать совещания, устраивать публичный анализ, а потом констатировать, что майские указы не выполняются, то у людей могут возникнуть вопросы и к самому президенту», – прогнозирует политолог. Однако жестких оргвыводов, вплоть до отставок проштрафившихся министров, по мнению Симонова, пока ждать не стоит. Они, отставки, почти наверняка произойдут, но это дело будущего.

У нынешних руководителей в значительной степени преобладает популистский подход, уверен научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Для них важна демонстрация работы, а не поиск решений. Когда президент публично критикует того или иного министра, то простые граждане это видят, и им это нравится. Таким образом публичный эффект выходит на первый план. «Майские указы изначально несли в себе определенный демонстрационный эффект, и не предполагалось, что они когда-нибудь могут быть выполнены на 100%. Некоторые из них просто нереальны. Например, по повышению темпов экономического роста до 5% в год», – поясняет Ясин. Еще одной трудновыполнимой задачей является создание в России 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Не случайно чиновники постарались ее как бы не заметить.

– Отраслевые ведомства фактически проигнорировали одну из ключевых задач указов – имею в виду создание современных рабочих мест. Вы знаете, задача масштабная, важная, если не сказать, важнейшая, и это только внешнее проявление того, что должно происходить. А что должно происходить? Реструктуризация российской экономики, постановка ее на инновационные рельсы и, как результат, вот эти 25 миллионов рабочих мест, о которых мы все с вами говорим. Но этого не видно, во всяком случае, как одна из базовых задач не просматривается, – сетует президент.

Однако проблема здесь не только в нежелании министров брать на себя персональную ответственность. Даже если Минпромторг или Минэкономразвития запишут себе в ежегодные планы создание трех миллионов рабочих мест, это не особенно приблизит решение задачи, замечает Евгений Ясин. Дело в том, что государственные инвестиции, которыми распоряжаются ведомства, идут главным образом на инфраструктурные проекты, где инновационных рабочих мест практически не создается. А частным инвесторам, которые в принципе могли бы разместить в России современные производства, министры не указ.

Тем не менее, несмотря на кажущийся бюрократический тупик, российские предприниматели еще не растеряли своего оптимизма. «Если слушать не чиновников, а бизнес, то задача создания 25 миллионов новых рабочих мест станет вполне решаемой», – утверждает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, который возглавлял экономическую рабочую группу при администрации президента во время первых двух сроков Владимира Путина. По его словам, наши предприниматели расширяют бизнес и создают новые рабочие места, но не в России, а в сопредельных странах – от Турции до Китая. Чтобы сделать российскую юрисдикцию более привлекательной, чиновники должны пересмотреть отношение к стимулированию бизнеса.

«Любые стимулы и льготы наши ведомства рассматривают как прямые потери. Но льготы – это не потери, а шанс на развитие», – поясняет Данилов-Данильян. Снизить коррупционное давление на экономику, по мнению эксперта, можно за счет отказа от воровских схем распределения бюджетных денег. «Сферы, где есть резервы для экономического роста, неоднократно обсуждались в министерствах. Так, есть перечень мер для облегчения проектного финансирования, которое сегодня почти невозможно из-за норм банковского регулирования», – приводит частный пример эксперт.

Подобных проблем много. Более того, реальная экономика – это своего рода сумма конкретных проблем, которые решаются или не решаются. Не решаются по разным причинам, в том числе той, что возглавляющие ведомства и подконтрольные государству фирмы люди «работают не очень по профилю». Так называемые эффективные менеджеры наводнили экономику, и она уже не может их выдержать. Во всяком случае, обещанный рост в пять процентов эти ребята точно не дадут. Ну а коль так, то президенту, рано или поздно, придется устраивать «тихим сапом» своего рода кадровую революцию.


10365