Когда-то они учились вместе – тюменский дизайнер Николай Пискулин, театральный художник из Омской области Владимир Сафронов и болгарский живописец Никола Певичаров, а теперь на выставке “Приятели: Пловдив, Тара, Тюмень” вместе показывают свои работы, совершенно несхожие, но пронизанные общим духом творческой свободы, рожденным в конце семидесятых в стенах училища искусств.
Их выпуск был вторым, вспоминает директор Тюменского института архитектуры, дизайна и визуальных технологий Геннадий Вершинин, в ту пору молодой преподаватель недавно созданного художественно-оформительского отделения. Курс подобрался талантливый, Геннадий Васильевич до сих пор многих может назвать по именам: Галина Жукова, Ирина Овчарова, Валерий Михайлов, Александр Ниязов, Александр Шаврин…
Тридцать четыре года назад они были юными выпускниками, а сегодня иных уж нет… Поэтому когда старший сын Николая Пискулина наткнулся в Интернете на знакомое имя и спросил: а не тот ли это Певичаров? – возникло желание возобновить давнюю дружбу. В студенчестве два Николая составляли яркий креативный дуэт, оба защитили дипломы на “отлично”. Родители Николы приехали в Тюмень в составе команды болгарских строителей, взяв почти взрослого сына с собой. Юноша принес в училище свои рисунки (Вершинин называет их бутафорскими или фотореалистическими), и его приняли сразу на третий курс. Владимира Сафронова в ту пору считали более склонным к живописи, чем к дизайну, и вообще “он кот, который ходит сам по себе”. В самом деле, даже на вернисаже тарский гость сначала появился, а потом куда-то запропал…
После училища Сафронов окончил питерскую Академию театрального искусства, работал в Петербурге и в Москве, а шесть лет назад вернулся в родную Тару, чтобы стать главным художником Омского государственного Северного театра им. Ульянова. Певичарова тоже долго носило по свету – по Европе и Америке, он занимался средовым дизайном, наконец осел дома, в Пловдиве, и посвятил себя живописи. Николай Пискулин так тесно связан с учебным заведением, из которого вышел в творческую жизнь, и с тюменским дизайном вообще, так глубоко в него врос, что представить их друг без друга (дизайн и Пискулина) невозможно. После училища – Уральская государственная архитектурно-художественная академия, преподавание в институте архитектуры, дизайна и визуальных искусств при академии культуры, а теперь еще и в Тюменском госуниверситете, активная практика в области графического дизайна.
Первая выставка проекта “Приятели” состоялась в прошлом году в Пловдиве. Участвовали Певичаров и Пискулин, каждый показал по шестьдесят работ. Вспоминали старые времена, много говорили о советско-болгарской дружбе, на тамошний манер – о советско-болгарском мосте. Представление о нашем искусстве в Болгарии тоже старосоветское. До такой степени, что поначалу к идее пригласить российского художника-дизайнера там отнеслись с крайним скепсисом, рассказывает Пискулин: “Они нас воспринимают так: Репин, Шишкин, другого искусства нет. Я картинки высылаю, они говорят: ничего себе! Здесь нет Репина”. А дальше все пошло отлично. Николай Павлович представил в Болгарии лучшие работы разных лет и отдал их в коллекцию строительной фирмы, которая приложила руку к организации выставки. В Тюмени он демонстрируют совсем новые плакаты.
С перевозкой картин Певичарова пришлось здорово помучиться. Мало того, что большие полотна, отобранные для показа первоначально, не вошли в люк самолета (!), так еще и таможня, мягко говоря, не сразу “дала добро”… В результате тюменцы вместо сложных выставочных работ увидели небольшие коммерческие абстракции, отсылающие ко временам куда более ранним и продолжительным, чем пора русско-болгарской, а затем и советско-болгарской дружбы… Последний раз Пискулин был в Болгарии лет 25 назад и, приехав снова, увидел культуру этой страны новыми глазами. Основу ее составляет античность – Древняя Греция, Рим, Византия. “Пловдив основал отец Александра Македонского. Его первое название Филиппополь – город Филиппа. Там сами камни дышат историей... И болгары спокойно ходят по этому всему. Для них это нормально, естественно”. Сегодня болгары тяготеют к Греции, у Певичарова много друзей-греков, они охотно покупают его работы, наполненные византийским колоритом.
Но, пожалуй, самыми неожиданными оказались произведения Сафронова. Не наброски или макеты декораций, не театральные костюмы – он привез то, чем занимается для души: странные, гротескные коллажи, живописные работы, так называемый реди-мэйд, к примеру стиральные доски, превращенные в художественные объекты.
Болгарское слово “приятели” по-русски означает “друзья”, и в Тюмени многим хотелось переименовать выставку, чтобы избежать неточного толкования, но художники оставили все, как есть. И правильно сделали. В изначальном варианте название выглядит по-дизайнерски гармоничным: “Приятели: Пловдив – Тара – Тюмень” – ПП ТТ. Все синхронно. А иначе получилось бы ДТП какое-то – для художественной экспозиции имя и вовсе не подходящее…