Стальные кружева «Мостостроя-12»

Продолжение. Начало в №95.

…Автор довольно подробно изучил хозяйство предприятия. Вот оборудование под известными в Европе марками Messer, CRM, Ficer, DRM ­– плазменная сварка, лазерная резка, дробеструйная камера… На заводе было 9 цехов, их здесь называют пролетами. Недавно запустили новый, 10-й цех, позволяющий изготавливать пятидесятитонные мостовые конструкции до 35 метров длиной, в пределах габаритов, принимаемых к перевозке железной дорогой. Построен цех по производству жилых контейнеров, что даст возможность выпускать их в массовом порядке. Это просьба губернатора В. Якушева: в таких мобильных зданиях будут размещаться сельские клубы, фельдшерско-акушерские пункты. В этом году департамент культуры заказал смонтировать «под ключ» 10 клубов. ООО «Лента» из Санкт-Петербурга требует ввести в эксплуатацию торговый комплекс в Тюмени. Объем значительный: территория строительства 4,8 гектара, плюс автопарковка на 507 мест.

Готовы последние блоки для монтирующегося в Тюмени по улице Мельникайте двухуровневого путепровода. Вот, замечаю, контрольно собранная конструкция – промаркируют каждую деталь, каждый болтик, затем разберут и отправят в Санкт-Петербург. Там строят объект: Западный скоростной диаметр, то есть обход города со стороны Финского залива. Оба объекта «под крышей», скажем так, коллег из «Мостостроя-11». Но, как говорится, своя рубашка ближе к телу: завод в первую очередь обеспечивает конструкциями предприятия родного холдинга.

А фронт работ «Мостостроя-12» весьма велик. По различным источникам, дошел до семидесяти «точек» и сбился со счета. Надо будет уточнить. Это не так просто, слух не воспринимает «вывески»: мост через р. Неляко-Собетьяхатарка, мост через р. Неляко-Пойловояха, мост через пр. Вэллапарод, мост через р. Нгарка-Харватакуяха, ремонт моста через р. Хапоку-Яха…

Как водится, в составе холдинга имеется и «автомагистральная» фирма, в частности Новоуренгойская дорожно-строительная дирекция. Для ясности приведу строительные объекты текущего года: капитальный ремонт дорожного покрытия и обочин дорог Заполярного и Ямбургского месторождений, строительство автодороги с капитальным типом покрытия от поселка Пурпе до ГНПС-1 протяженностью 72 километра, строительство подходов к мостам через Надым и Пяку-Пур…Но мы туда не поедем, чего киселя хлебать, коль скоро «Тюменьстальмост» отгрузил конструкции на строящийся путепровод через Транссибирскую магистраль в створе улицы Монтажников.

Фундаментное основание под одну из опор «ладят» буквально под окнами штаба стройки. Во главе угла буронабивная свая. Значит, буровой станок на гусеничном ходу проходит скважину, затем в нее опускают обсадную трубу – в описываемый момент она инвентарная, секционная. Затем наступает очередь металлического каркаса. Все просто. Осталось присоседить бетонолитную трубу – и матчасть готова к приему бетонной смеси. А вот и раствор прибыл в утробе автобетоносмесителя китайского производства. Что характерно, АБЗ тоже базируется в Винзилях на территории «Тюменьстальмоста».

В нескольких метрах друг от друга действует тандем: две буровые установки – SANY и KATO, два крана – Liebherr и Grove. Не от большой радости. Да, в тесноте и в обиде. Видите ли, работают там, где можно. В другом конце копнули землю и наткнулись на водовод. В конце концов, переносом коммуникаций придется заняться самим же мостостроителям. Их западные коллеги всегда приходят на исключительно «чистое» место.

Щелчок кнопки – пластичная смесь устремляется в кубло. «Ящик» полон. Машинисту буровой установки Liebherr Александру Притыко всего-то надо поднять емкость и точно направить в воронку. Конечно, тут без определенного опыта не обойтись. Правительство Тюменской области провело конкурс среди машинистов мостовых кранов. Там внизу, на полу, стоит поставленный на попа раскрытый коробок спичек. Требуется гаком – массивным крюком крана – задвинуть крышку коробка, не завалив его набок. Другой «фантик»: стандартное ведро, доверху наполненное водой. Надо гаком же поднять дужку, поднять емкость в воздух, сделать в пространстве под крышей фигуру – «восьмерку» – и переставить на другое место, то есть в центр обведенного мелом кольца, размером в баскетбольное. И не дай Бог пролить хоть каплю!

Первые два места в конкурсе заняли машинисты холдинга «Мостострой-12». Виртуозы! Ладно, посчитаем сказанное лирическим отступлением. Потому что, пока говорили, скважину доверху заполнили смесью. Подождем, пока смесь во влажной среде затвердеет, наберет прочность и получится бетон класса B25 марки М350. Стандартный, то есть подростковый набор прочности камень набирает за 28 суток. Но здесь используют суперпластификаторы, а посему технологичный возраст сокращают до 8 дней.

И вообще буронабивные сваи экологичны, их применение уменьшает объем земляных работ, сокращает количество арматуры, дает возможность работать круглосуточно. Мобильность буровой техники обеспечивает высокие темпы строительства.

Параметры сваи: вглубь – 30 метров, диаметр – 1500 мм. Под фундамент съезда моста набивают 6 свай, фундамент опор главного хода держится на 25 сваях. Одна свая – это 60 кубометров бетона. У путепровода такие параметры: длина путепровода 743,5 метра, суммарная длина эстакад 904 метра, общая протяженность пандусных съездов 342,6 метра. В итоге объект в общей сложности «употребит» 40 тысяч кубометров монолитного бетона и 15650 тонн металлоконструкций.

Работа кипит. Мосты строят, как кружева плетут. В момент, когда писались эти строки, завершился монтаж нового надземного пешеходного перехода. Предстоит разобрать старый. Параллельно ему и проляжет путепровод по схеме «полный клеверный лист». Развязка позволит перераспределить транспортные потоки, нормализовать движение, расширить и улучшить автомобильную связь между Восточным и Ленинским административными округами областного центра. В какой-то мере избавимся от пробок. Но для полноты счастья надо построить развязку в конце улицы Мельникайте на трассе транспортного коридора Берлин – Владивосток. Надо поставить путепроводы на пересечении улицы Мельникайте с улицами Республики и 50 лет Октября, в створе улицы Белинского через Транссибирскую магистраль. В генплане города – реконструкция мостов по улице Мельникайте и Челюскинцев, строительство двух новых мостов через Туру: от района ТюмГАСУ и у лесобазы «Тура». Сомнений нет: холдинг «Мостострой-12» приложит свои силы, знания, опыт.

На строящейся транспортной развязке по Монтажников правят бал два участка Тюменской мостостроительной дирекции под номерами «1» и «18». Пока я в плотном контакте с начальником «первого» – Юрием Геннадьевичем Евдокимовым. Он, как я заметил с ходу, руководит подчиненными легко, прямо-таки играючи. Потому что со многими не один пуд соли съел. В полевых столовках. Инженер, выпускник Томского госуниверситета подвержен приятной страсти – фотосъемке. В этом деле Юрий Геннадьевич не любитель, а Профессионал. Да, с большой буквы. Я посмотрел серию, цикл снимков, сделанных в период строительства мостовых переходов на технологической автодороге КС «Воркутинская» – КС «Ярынская» газотранспортной магистрали «Ямал – Европа».

Мастерские фотосюжеты: голубизна предгорий Полярного Урала, прозрачность горных рек и речек, неописуемая палитра осенней тундры с её скромными, но «душевными» цветами и травами. Я раз пять смотрел слайды, ещё буду смотреть и радоваться. А живность какая! Какой ракурс! Вот геодезист Игорь Гранкин в окружении любопытных зайцев. А вот росомаха повадилась в городок строителей. А вот видеоряд. Прибился к участку пес, назвали Батоном. Как ребята на досуге забренчат на гитаре – и он, собака, поет: уаоооые-еоа-ыыы! Откуда-то с гор прилетел ворон. Он солидный и основательный, умный. Ведь вороны живут по 300 и более лет. Короче, нахватался верхов. Ходит бочком по окрашенной части перил моста через реку Гагара-Тывис: топ-топ-топ, остановится, оценит качество покраски сверху, сбоку, снизу, далее топ-топ-топ. Снова остановится, снова осмотр, топ-топ-топ… И выдаст резюме:

– Харр-ррош!

Потом взлетит и сядет в столовой, примет с вилки монтажника кусок гуляша – и снова за работу, но уже на перилах с другой стороны: топ-топ-топ… Опять прилетит:

– Харр-ррош!

Прописался на участке начальник ОТК, так и прозвали ворона Бугор. Откликается.

А попробуй добиться качества в суровых условиях Арктики. Возводили мост на Каре. Весна нагрянула, с гор вода хлынула, затапливает фронт работ, а лед с реки не сходит. Потому что толстый панцирь, так как зима была чересчур студеной. Строить надо. Пришлось на акваторию завозить грунт, иначе тонет техника. Так и смонтировали конструкции двумя кранами Liebherr. Впоследствии землю за собой убрали. Лето короткое, строили и зимой. Чтобы бетон мог набрать прочность, над опорами делали тепляки, которые прогревали теплогенераторами «ТАЖ», сам народ тут же оттаивал. В бетонную смесь опять же добавляли пластификаторы в виде противоморозных химикатов.

В самые трескучие холода дизель электростанции чихал и останавливался, потому что солярка в топливном баке превращалась в студенистую массу. Но керосином для разведения горючки запаслись в достаточном объеме.

На мониторе ноутбука начальника участка Ю. Евдокимова застыл кадр: мужчина крупного склада с ведром, доверху наполненном рыбой.

– Это я, – перехватывает мой взгляд старший бригадир Н. Залиский, – на Каре за пару-тройку часов выловил 78 хариусов. Так-то не до рыбалки, но тогда, 29 августа, меня освободили от работы по поводу моего дня рождения. Традиция такая.

Вдобавок к зелено-голубой фирменной униформе бригадира напрашиваются погоны с крупными звездами. Потому как стать маршальская. А что? В свое время в Российской армии существовал промежуточный чин между полковником и генералом – бригадир.

В другой день рождения Николай Иванович находился на работе, вернее, на месте работы. В тот день минувшего года в Казани в торжественной обстановке открывали новую транспортную развязку на на пересечении улицы Рихарда Зорге и проспекта Победы – объект предстоящей Универсиады. Все конструкции – 7000 тонн – изготовил завод «Тюменьстальмост», «холдинговый» бетон в объеме 18500 тонн. Путепровод, надземные и подземные переходы, разворотные эстакады. Всё путём!

Свой трудовой путь мостостроителя Н. Залиский начинал в Мостоотряде №15, которым руководил ныне знаменитый, заслуженный строитель РФ Валентин Федорович Солохин. Потом пригласили в Мостоотряд №10, находящийся в Ростове-на-Дону. Там участвовал в строительстве славного моста через Дон. Затем были объекты в Грузии, Азербайджане, Турции (три моста на обходе Анкары), Армении (мост типа «бегущая лань» у города Абовян). И снова потянуло ветерана на Тюменский Север. Он – монтажник 6-го разряда, бригадир. Сын Виталий тоже монтажник 6-го разряда, тоже бригадир. Отец трудится в дневной смене, сын – в ночной. Внуку Валере стукнуло 18…

097-3-2Вот ещё монтажник 6-го разряда, могучий славный бородач, хоть в кино снимай: Иван Никитич Новиков.

– Мы учились с Колей Руссу в одной 173-й школе поселка Исилькуль Омской области, жили на соседних улицах. Он – по Ленинградской, я – по Ломоносовской. В футбол вместе играли. Ну, разошлись наши пути. Коля поступил в институт, меня призвали в армию. С тех пор не встречались…

Самая пора свидеться. Два холдинга сооружают развязку по Монтажников плечом к плечу: «Мостострой-11» под руководством генерального директора Н. Руссу с одного конца, «Мостострой-12» – с другого.

…Штукатур-маляр Ольга Пятыгина грустит по той развязке в Казани:

– Там сплотилась такая сильная бригада маляров! Вот бы снова пригласить сюда, в Тюмень, тех людей. Работа предстоит очень большая. По контракту впереди ещё почти два года.


10331