В музее-усадьбе Колокольниковых открылась выставка “Преодоление Смуты в России в начале XVII века”. Состоит она из цветных постеров с изображениями подлинных документов и предметов того времени, тщательно отобранных в центральных музеях и архивах. Фотоэкспонаты подробно описаны, к старинным письменам прилагаются “расшифровки” современным шрифтом, комментарии историков знакомят посетителей с некоторыми эпизодами богатого на события Смутного времени.
Эта выставка – всероссийский проект, организованный Федеральным архивным агентством и Российским государственным архивом древних актов при спонсорской поддержке Альфа-банка и газеты “Комсомольская правда”.
В конце мая он начал свое путешествие по городам страны. Первый показ выставки в Тюмени продлится до конца июня, но благодаря местному филиалу Альфа-банка постеры останутся в музее Колокольниковых навсегда. В следующий раз их обещают представить публике к 4 ноября. А потом “мы можем поделиться ими с кем угодно – со школами и вузами, с другими городами”, – отмечает заведующая музеем Татьяна Симоненко.
Формально началом Смуты считается 1591 год, когда погиб царевич Дмитрий, последний из династии Рюриковичей, а окончанием – 1613 год, когда на российский престол взошел Михаил, первый царь династии Романовых. На самом деле временные рамки тяжелого и кровавого периода в истории России, апогеем которого стала непосредственно Смута, гораздо шире. Иван Грозный измучил страну опричниной, террором, 25-летней Ливонской войной, приведшей к потере многих западных земель, – на фоне губительных крымских набегов, в один из которых в 1571 году была сожжена Москва. При его сыне Федоре Иоанновиче царством фактически правил Борис Годунов, и правил неплохо. Но когда он наконец сам взошел на трон, удача от него отвернулась. Неурожаи 1601–1603 годов привели к массовому голоду и мору. Только в Москве, куда бежали крестьяне из окрестных деревень, было похоронено больше 120 тысяч человек. Всего же с 1600 по 1620 годы население России сократилось наполовину (!), а Москвы – на треть. Во всех бедах винили Годунова – в этом смысле Борисам в России не везет до сих пор... Пошли слухи, что царевич Дмитрий жив. И, само собой, претендент на его роль не преминул объявиться.
Имени Григория Отрепьева постеры не упоминают, предпочитая говорить о Лжедмитрии I. Главной его опорой стали вольные казаки из числа так называемых боевых холопов, воинов дворянских отрядов, распущенных в голодные годы. Его поддержали крестьяне, часть придворных, даже члены Боярской думы. Россия очень хотела верить в истинного царя, который разом прекратит все беды. Но самозванец оказался не в меру дерзок в военных планах и реформаторских устремлениях. Созрел заговор, Лжедмитрия убили. А после, как говорится, понеслось… Историки называют пятерых царей Смутного времени, двое из них действовали одновременно, с 1607 по 1610 годы: Василий Шуйский, избранный боярами и духовенством чуть раньше, и Лжедмитрий II, выдвинутый казачеством и частью служилых людей. Первый сидел в Москве, второй – в Тушино, за что и был прозван “тушинским вором”, оба раздавали жалованные грамоты, искали союзников внутри страны и за ее пределами. “Тушинский вор”, не имея ресурсов Шуйского, быстро докатился до открытых грабежей, его сторонники осадили Троице-Сергиеву лавру… Любопытная деталь: Марина Мнишек побывала замужем за обоими Лжедмитриями, что, в общем, закономерно, ведь оба притворялись одним и тем же человеком.
Невозможно описать все перипетии этих буйных, страшных и жестоких лет – даже постеры говорят о них выборочно. Бунты и разброд продолжались, многие области перешли на самоуправление, бояре и дворяне мигрировали из стана в стан. После убийства Лжедмитрия польский король Сигизмунд III открыто вторгся в Россию, Шуйский был низложен и умер в плену. В Кремле обосновался польско-литовский гарнизон. Часть боярства пожелала в цари сына Сигизмунда, юного королевича Владислава. Много позже, в 1634 году, от его претензий на русский престол, по идее вполне законных, пришлось откупаться землями и деньгами. А все потому, что в Москву после избрания царем Владислав так и не прибыл. Отец, говорят, не пустил – сам хотел править Россией. Но Россия воспротивилась. Из остатков тушинского войска возникло первое ополчение во главе с дворянином Ляпуновым, князьями Трубецким и Заруцким.
В 1611 году земским старостой, то есть главой посада Нижнего Новгорода, стал торговец мясом Кузьма Минин. Он сумел набрать денег на новое ополчение, а в предводители позвал Пожарского. Пусть слово “ополчение” не сбивает с толку: это была профессиональная наемная армия, сформированная из служилых людей и отчасти казаков. После некоторых трений оба ополчения объединились и, разгромив в августе 1612 года гетмана Ходкевича, посланного на помощь польскому гарнизону, через два месяца взяли Москву. Осажденные в Кремле поляки сдались… В январе 1613 года состоялся Земский собор. Созвали на него всех, включая представителей городских посадов и черносошенного крестьянства… 16-летний Михаил Романов, избранный новым царем, явно не обладал задатками сильного правителя – в отличие от своего отца, постриженного в монахи при Борисе Годунове. Именно патриарх Филарет и был в течение последующих двадцати лет реальным правителем России.
Нельзя сказать, что с воцарением Михаила все сразу успокоилось. Трон Романовых не раз оказывался под угрозой, но фортуна, столь немилостивая к Борису Годунову, явно благоволила новой династии. Во время правления Алексея Михайловича, второго Романова, прозванного Тишайшим, произошли три крупных восстания, крестьянская война, раскол церкви. Однако центральная власть (как полагают историки, без большого участия самого царя) набрала достаточно сил, чтобы не только усмирить бунтовщиков, но и вернуть Смоленск, другие утраченные земли, присоединить Украину. Эпоха Московского царства закончилась, началось становление Российской империи. Таков исторический итог Смуты. И, право, лучше изучать ее по красочным постерам, чем жить в “интересные времена”…