Даже если не умеешь плавать

Пять лет назад, в мае 2008 года, тихо и незаметно умерла святая польская женщина, проведшая многие годы жизни в инвалидном кресле. Нет, её не канонизировали, не изображают с нимбом над головой и, наверно, не славят в костёлах. Но как ещё назвать Ирену Сендлер, вывезшую во время Второй мировой войны из варшавского гетто более 2500 детей?

Ирена по крови арийка, служила в Управлении здравоохранения. В это время в еврейском гетто начался тиф. Не исключалась возможность, что он может перекинуться на немецких солдат. Власти отправляли туда сотрудников управления, чтобы не дать распространиться болезни.

Летом 42-го года, когда началась массовая депортация жителей гетто в лагерь смерти Треблинку, поляки создали подпольный совет помощи евреям – Жигота (Rada Pomocy Їydom). Сендлер возглавила его детский отдел. Она организовала массовый вывоз малышей и их устройство в польские семьи и монастыри. Детей прятали под носилками в машине скорой помощи, переправляли через здание старого суда на окраине гетто и даже через систему канализации. А совсем грудных – в сумках, чемоданах и мешках. Некоторых Ирена выносила под подолом.

До самого конца женщина лелеяла надежду, что после войны взрослые смогут найти своих детей. Поэтому она зашифровывала настоящие имена маленьких евреев, их новые имена и адреса записывала на листочках бумаги, которые закатывала в банки. Увы, после того как немцы уничтожили и сравняли с землей варшавское гетто, почти все дети остались сиротами.

На Ирену донесли. Её долго пытали в гестапо – требовали, чтобы рассказала, где находятся вывезенные ею дети. Фашисты сломали Сендлер руки и ноги, но так ничего и не добились. По дороге на расстрел подкупленная подпольем охрана выбросила находящуюся без сознания женщину в лесу. Так Ирене удалось спастись.

О её подвиге узнали случайно, когда неприметная женщина, уже будучи глубокой старушкой, доживала свои дни в Варшаве. Она так и не поверила, что совершила подвиг. «Я до сих пор чувствую себя виноватой, что не сделала больше», – говорила Ирена Сендлер. А ещё вспоминала слова своего отца: «Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно броситься в воду и спасать, даже если не умеешь плавать».


10318