Выставку современной финской литографии “Диалоги с камнем” высоко оценили в Калининграде и Кудымкаре, на биеннале графики в Новосибирске она претендовала на звание самой красивой экс-позиции. И вот 23 графических листа восьми финских художников прибыли в Тюмень вместе с послом Ханну Химаненом, финскими бизнесменами и челябинским искусствоведом Еленой Шипицыной.
Ее знакомство с современным финским искусством началось в 2001 году, когда несколько художников из юго-восточной Финляндии приехали на Южный Урал “в поисках своих корней” и предложили устроить в Челябинске большую выставку графики. Дальше последовали новые проекты. За десять с лишним лет плодотворного сотрудничества Елена Шипицына успела полюбить народ страны Суоми и его искусство. Кроме того, ей понравилось сравнивать, как российские и финские художники работают в одних и тех же техниках. Сейчас настала очередь литографии.
Интерес к печати с камня в Финляндии возродил в конце 50-х годов Август Тухку. А десять лет назад его ученик и последователь Юхо Карьялайнен, признанный “живым классиком финского искусства”, создал в Хельсинки творческую ассоциацию, которая объединила мэтров литографии и молодых графиков. Для российской культуры, ревностно оберегающей свои традиции, опыт Финляндии может быть полезен, полагает Шипицына. Одна из целей проекта “Диалоги с камнем” – показать “русским художникам, что настоящая традиция не боится никаких новаций”. Елена Акрамовна лично отбирала работы для выставки, встречалась с участниками ассоциации, и ей очень хотелось раскрыть перед нами яркие индивидуальности современного финского искусства. А заодно представить литографию как технику авторскую, импровизационную – в противовес традиционной гравюре в книжной иллюстрации, которая “часто предполагала сухость и реалистичность”.
Юхо Карьялайнен учился в Англии, жил в Японии. “Его стиль удивительным образом объединяет европейский лаконизм, минимализм и свободу японской живописи тушью”. Хотя Карьялайнен много занимается литографией и даже написал по ней учебник, в экспозицию вошли его акватинты (разновидность офорта). Выбор работ объясняется все тем же желанием удивить. “Старая техника офорта, имеющая очень много правил и ограничений, здесь представлена как живая, раскованная, свободная”. Еще один поклонник Востока – Пекка Парвянен. Его литографии очень философичны. “Когда я в 2001 году побывала в Финляндии, – рассказывает искусствовед, – мне подумалось, что финны это северные японцы. Как и японцы, они не вычленили себя из мира природы. Они с ним не борются, они к нему прислушиваются”. Одна из работ Парвянена изображает буддистское колесо сансары. Если присмотреться, можно увидеть, что состоит оно из увядших листьев рябины, а под ними – расколотый лед. “То есть мотив буддистский, а высказано все на языке финского природного образа”.
В данный момент ассоциацию возглавляет Матти Хинтикка. Его работы – типично финские. Камень, вода, дерево – стихии, с которыми финны ассоциируют свой характер. Но камни Хинтикки – подвижны. Один называется “Вперед идущий”, другой – “Крылатый”.
– Неожиданно для русского восприятия – как камень может куда-то идти? – рассуждает Шипицына. – Но весь мой тридцатилетний профессиональный опыт подсказывает, что не цель искусства изображать реальность. Цель искусства – возбудить нашу внутреннюю ассоциацию”. Молодая художница Элина Сипиля тоже обращается к образам финской идентичности: северные олени, весеннее пробуждение земли, солнце после долгой полярной ночи. Она пытается превозмочь инертность камня, поэтому ее работы больше похожи на живопись, чем на гравюру. Такова литография “Ритм”, на которой изображен олень, идущий по глубокому снегу. Для художницы он олицетворяет стремление к движению, к преодолению статичности, в том числе в ее собственной жизни.
Работы темпераментной Кайсу Сирвие демонстрируют, что у финнов нет мужского и женского искусства, а есть просто искусство. “Для меня было удивительно, что в Финляндии очень много прочных семей, где муж и жена художники. Никто не выясняет, кто из них главнее, они спокойно растят детей и выражают себя в искусстве”. Шипицыну восхищает легкость и свобода, с которой творит Сирвие, ее уверенность в работе с большими плоскостями. В серии “Закрытый сад” художница рассматривает тему индивидуальности, отгородившейся от того, что ей мешает. Но закрытый сад обречен на угасание, и мы видим, как цветущая ветка, предоставленная сама себе, постепенно вянет и иссыхает. Окончательно разрушает наши представления о финской сдержанности творчество Куутти Лавонена, увлеченного французским барокко. Среди коллег-художников он – яркая личность, человек-легенда. Барочные черты он придает даже портретам своих соотечественников, ровесников, друзей, создавая вневременные образы художников и поэтов.
И, наконец, Елена Акрамовна не смогла обойти вниманием финский дизайн. Художник-архитектор Йорма Хаутала работает с интерьерами. А для себя занимается литографией – ищет гармонии форм, цветовых пятен, оставляя за зрителем право наполнить их смыслом. “Доверие к зрительской созерцательности – характерная черта финского искусства, – отмечает Шипицына. – Финны в своем творчестве всегда немножко недоговаривают, потому что ищут диалога со зрителем”. Вход на выставку бесплатный.