Департамент городского хозяйства администрации Тюмени инициировал проведение круглого стола «Создание советов многоквартирных домов и реализация их полномочий».
Тема важная и своевременная. Самоуправление в жилищной сфере – та последняя соломинка, за которую хватается государство, пытаясь навести порядок в ЖКХ. Именно этим продиктованы изменения в Жилищном кодексе РФ, внесенные в июне 2011 года.
По замыслу реформаторов, советы МКД должны объединить жильцов и сподвигнуть их на участие в решении вопросов, касающихся обслуживания и содержания дома. Однако пробудить активность граждан непросто. Администрация города проводила разъяснительную работу, многажды участвовала в собраниях собственников, в повестку которых включался вопрос о советах. В итоге за два года советы организованы в 1766 домах. В 325 люди не загорелись этой идей, а в 945 домах общее собрание не имело кворума.
Тем не менее инициативные люди, радеющие за улучшение жилищно-коммунальных условий, нашлись. Они готовы учиться представлять свои интересы в органах власти. В Малом зале гордумы собрались председатели уже работающих советов и те, кто только ступил на эту стезю. Однако разговор сразу же пошел не по тому руслу. Ведущий экономист отдела по организации новых форм управления жилищным фондом департамента городского хозяйства Ксения Кругляк быстренько пересказала содержание хорошо известной всем ст. 161.1 Жилищного кодекса, напомнила о той колоссальной работе, которую проводил департамент по созданию советов домов. И предложила задавать вопросы.
…Они посыпались, как горошины из лопнувшего стручка. Почему жильцы платят за воду по нормативу, хотя установлены общедомовые счетчики? Как заставить обслуживающую организацию отчитываться о доходах и расходах? Не пора ли властям признать, что создание ТРИЦа – неудачный эксперимент? Почему расход воды на нужды дома «привязан» не к числу проживающих в квартире, а к квадратным метрам? Какие мероприятия проводятся по энергосбережению? Когда прекратится «водоканальство» («Администрация города поручила «Водоканалу» и теплосетям установить приборы учета, а они заламывают такие цены!»).
Большая часть вопросов адресовалась управляющим компаниям. Именно они стали «героями» круглого стола. Болью и негодованием были проникнуты спичи выступавших. Председатели советов говорили о циничном поведении некоторых руководителей УК, нежелании считаться с интересами жильцов, о непрозрачности тарифов, самовольном повышении платы за жилищные услуги. Как случилось, недоумевали люди, что наемные клерки вдруг почувствовали себя хозяевами, а собственники оказались в роли униженных просителей? Вот выдержки из некоторых выступлений.
«ООО «УК «Запад» боится контактов с жильцами. Дошло до того, что в прошлом году вывесили объявление: прием граждан один раз в неделю, в четверг. Только в эти часы нам дозволяется зайти, чтобы решить свои вопросы. И это при том, что мы им платим… На обслуживании компании 150 домов. Скольких можно принять за два часа?
…Посмотрели члены совета отчет за 2012 год и недосчитались трех миллионов. Пошли за разъяснениями к А.В. Усову. А он: «Мы содержим ТРИЦ, платим за то, за сё…» Почему же собственники об этом не знают? Написали в компанию письмо, чтобы нам предоставили все копии договоров, акты выполненных работ с расшифровкой, куда перечислили деньги. Если не получим вразумительный ответ, будем обращаться в прокуратуру»…
«У управляющих компаний всё – коммерческая тайна, в том числе лицевой счет дома, если он есть, если это не общая кубышка. Пробовали обращаться в Жилищную инспекцию. А толку? Она дает ответы на жалобы, как выгодно управляющей компании, или вместо четкого ответа переписывает статьи закона. Инспекция штрафует УК на 10 тысяч рублей, а УК жильцов – на 20 тысяч, объясняя это тем, что денег на счете, когда нужно было что-то делать, не оказалось. Хочется спросить: а куда ушли средства? Если лицевой счет будет в руках совета дома, если УК будет зависеть от денег конкретного дома, то она выполнит любой каприз собственников. Кто платит, тот и заказывает музыку»...
«Совет дома по Мельникайте, 103 организовал установку семи входных дверей. Пришли в управляющую компанию «Юг» с просьбой компенсировать затраты, ведь двери – общедомовая собственность. Ширшов В.В. говорит, что все средства УК запланировала потратить на замену осветительных приборов с автоматическим регулированием и косметический ремонт. Эти работы должны быть закончены к 30 апреля. В конце марта спрашиваем: «Когда начнете ремонт?» – «Когда бухгалтерия составит годовой отчет, и тогда мы узнаем, сколько денег на счете». В то же время с нашего дома снимается 65 тысяч на сантехнические работы, на комплектующие…».
«Жильцы сами по очереди меняют электролампочки в подъезде. Однако УК выставила счет, что вроде за месяц нам поменяли 156 лампочек. Одна лампочка, оказывается, стоит 127 рублей! Обратились к Усову. Он отвечает, что такого быть не может. Мы – в сметный отдел. Выяснилось: цена лампочки – 14 руб. 50 копеек. Сметчица покраснела и говорит: «Нам Москва такие расценки спустила». При чем здесь Москва?!»
«Инициативной группой дома по улице Боровская, 2 было проведено собрание и очным голосованием принято решение о расторжении договора с ООО «УК по СЖФ», которая на протяжении шести лет не выполняла должным образом свои обязанности. Когда ее директора, А.В. Захарова, мы пригласили на собрание, он сказал: «А я вас не отдам!». Разве мы не имеем права выбрать компанию, которая оказывает услуги лучше и за меньшую цену? С 1 января без ведома жильцов Захаров поднял плату за управление жилым фондом на 8,1%.
В мае будут распределяться средства на проведение капремонта. И наш дом в очередной раз может не попасть в списки. Этому препятствует руководитель компании и депутат городской Думы А.В. Захаров. Он намеренно затягивает передачу технической и прочей документации новой обслуживающей организации. Мы вынуждены были выйти на прямую линию связи с президентом В.В. Путиным и попросили оказать содействие».
«Нашему дому 26 лет (Широтная, 55), и все эти годы он обслуживался плохо. Летом проводили собрание. Подхожу к Захарову и спрашиваю, когда нам ждать капремонт. А он, смеясь, отвечает: «А вы выберете меня депутатом, и у вас все будет!». Как депутат он много делает для своего избирательного округа, а как хозяйственник – ничего».
«Тариф за содержание имущества жилого дома, вы говорите, утверждают или не утверждают собственники. Что на самом деле? Попросил я Усова показать калькуляцию, а он давай трясти передо мной таблицами: «Вот расценки, которые установила администрация города Тюмени…».
Деятельность советов многоквартирных домов самым тесным образом связана с работой управляющих организаций. Речь идет не только о контрольно-надзорной функции. Советы могут стать отличным, причем бесплатным, помощником управляющих компаний. Однако на круглом столе почему-то не было ни одного руководителя этих структур. А ведь именно им адресовывались нелицеприятные выступления. УК послали своих представителей, в основном специалистов по связям с общественностью, но разве те могли отвечать за хозяев? Что это – боязнь публичной порки? Чиновничий снобизм? Совет дома создается не для конфронтации, а для активного и плодотворного сотрудничества с управляющей компанией. Жаль, что за два года в департаменте городского хозяйства этого не поняли. Иначе отнеслись бы к подготовке встречи более ответственно.
Люди расходились неудовлетворенные. Разговор о полномочиях советов домов, о том, как повысить степень доверия граждан к новому институту управления, не получился. Главная тема, ради чего, собственно, и собрались, утонула в текущих проблемах, захлебнулась в эмоциональных выплесках. Не была даже принята резолюция собрания, хотя модераторы заверили, что все вопросы записали и передадут их, куда следует.
Стол задумывался круглый, но в нем оказалось столько углов – острых и тупых!