Наш родимый шоу-бизнес редко балует зрителей суперзрелищами
Проект первого канала «Один в один» стал ярким исключением. Народу пришёлся по душе телевизионный конкурс двойников эстрадных звёзд всех времён и народов. Почему? Причин, на наш взгляд, несколько.
Главная – лежит далеко вне эстрады. Она в глубинном гуманистическом пафосе этого зрелища, объединяющее землян не по расовому, а по планетарному признаку. Монсеррат Кабалье и Людмила Гурченко, Луи Армстронг и Алла Пугачёва, Фредди Меркьюри и Любовь Успенская – все эти песенные полубоги принадлежат не одному народу. Все эти звёзды – большие и малые, ушедшие и ныне живущие, популярные и полузабытые – достояние человечества. Они призваны напоминать нам о том, как недостойны земные распри на фоне их сияния, раздвигающего мрак в наших душах.
И потому не должна их уносить беспощадная речка Лета... Поставить мощную плотину на реке забвения выпала честь молодым звёздам российской эстрады. И они, признаем это, достойно выполняют свою созидательную роль. Сати Казанова, Алексей Кортнев, Евгений Кунгуров, Сергей Пенкин, Ева Польна, Тимур Родригес, Юлия Савичева, Анастасия Стоцкая, Анита Цой, Алексей Чумаков. Все они решают еще одну важнейшую миссию – производят реабилитацию отечественного шоу-бизнеса в глазах миллионов «маргиналов», которые было решили, что на столичной эстраде, словно на ярмарке тщеславия, толкутся одни лишь честолюбивые, эгоистичные существа без ума и сердца в поисках славы и бабла. Приятно обмануться в худших ожиданиях.
В лучших номерах конкурса мы видим не дешевые пародии, не жалкую имитацию знаменитостей, не честолюбивую жажду покрасоваться в хвосте комет, а стремление проникнуть в диалектику души, передать нерв, личностную неповторимость артиста. Гурченко в подаче Родригеза, Меркьюри в подаче Савичевой, Меладзе через Польну, Сукачёв через Кортнева, Успенская через Чумакова, Градский через Пенкина и т.д.
А вот третья миссия проекта «Один в один» лежит, на наш взгляд, вне эстрады. Взаимоотношения Судей и Конкурсантов (властных структур и масс) в этом проекте, как в капле воды, явственно обнажили особенности российского менталитета.
Полномочия жюри – карать и миловать безоговорочно – неожиданно натолкнулись на одно препятствие. Дело в том, что по системе Евровидения каждый участник тоже имеет право выставить баллы своим конкурентам.
Пока судьи не нарушали адекватной картины происходящего, конкурсанты особо не заморачивались на своих оценках. Но вот когда жюри под руководством оперной дивы Любови Казарновской породило «добрую традицию» – ставить выше всех на турнирной таблице Алексея Чумакова (не всегда справедливо), конкурсанты вспомнили о своём праве оценивать друг друга по гамбургскому счёту, и лидер моментально …поменялся, несмотря на усилия Любови Казарновской.
И это правильно. Дело не в одарённом Лёше Чумакове, который, несомненно, заслуженно получил свою выстраданную славу и наконец-таки проснулся знаменитым. Дело в том, что каждый участник шоу по-своему симпатичен. И все они чертовски талантливы. И почти каждый участник шоу переживал свой звёздный час. А зрительские симпатии – весомое тому подтверждение. Но всегда ли это отражалось в таблице? Адекватно ли отражает цифирь реальную расстановку сил? Только ли пристрастия Казарновской тому причиною? Может быть, в основе происходящего наш национальный характер? Может быть, мы сами виноваты в том, что одни и те же «пионэры» представляют на параде «в нашем лагере» «царицу полей»? Бесконечное повторение климовской комедии всех времён «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»…
Чем, к примеру, Богдан Титомир снискал гнев Геннадия Хазанова? За что любимец нашего поколения с высоты судейского трона публично «троллил» культовую фигуру иных времён? Не отношу себя к почитателям сего кумира 90-х. Но прекрасно помню слова Вольтера, который готов был отдать жизнь за то, чтобы человек, высказывающий иные убеждения, мог это делать свободно…
Сегодня Любовь Казарновская может позволить себе безнаказанно назвать «маргиналами» людей, которые не согласны с ее точкой зрения. Сегодня ее каприз взорвал Интернет. А завтра? Уже сейчас марионетки сумели отстоять свою точку зрения перед всесильным Карабасом-Барабасом, и турнирная таблица не отражает мнения «доктора кукольных наук». Чумаков, который прежде с большим отрывом (неоправданно большим) возглавлял список, теперь уступил место Савичевой. Бог с ними, с кумирами. Сегодня один, завтра другой… На Олимпе не так тесно, как кажется. Время оценивает истинную яркость звезды…
Тревожит другое. Не отразилась ли в этом шоу и политическая картина по стране? Кажется, ну, один в один …Россия!
Выборы без выборов, партийные списки в Думу, назначение кандидатов на первые места по указующему персту председателя жюри, не считающегося с мнением «бандерлогов» – это опасное занятие. То, что конкурсантов шоу «Один в один» выручили «правила игры», убеждает, что и в государственном устройстве необходимы демократические рычаги, предохраняющие волеизъявление большинства от неоправданной узурпации…