Роскосмос лоббировал свои интересы традиционными методами
На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин поздравил работников отрасли с Днем космонавтики, со стройплощадки космодрома «Восточный» побеседовал с экипажем МКС и предложил назвать будущий город космонавтов именем Циолковского, а также подумать о планах создания Министерства космоса.
Напомним, 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. Стартовавший с Байконура космический корабль «Восток» за 108 минут облетел Землю и успешно сел в Саратовской области. В честь этого события ежегодно 12 апреля в России отмечается День космонавтики.
– Наша страна по праву гордится своей уникальной, поистине исторической ролью в освоении космоса. Мы с огромным уважением относимся к тем, кто стоял у истоков отечественной космической программы, кто вписал яркие, незабываемые страницы в летопись ее побед и достижений, – заявил Путин в своем поздравлении.
Глава государства подчеркнул, что создание конкурентоспособных космических систем и ракетных комплексов стало возможным благодаря труду и таланту ученых, конструкторов и военных.
Президент связался с космонавтами Павлом Виноградовым, Александром Мисуркиным и астронавтом NASA Кристофером Кэссиди, которые работают на борту МКС.
– Хочу поздравить весь экипаж с праздником – Днем космонавтики. Но это не просто поздравление, это поздравление со строительной площадки нашего будущего, самого большого в России, самого трудового космодрома Восточный, – сказал Путин.
Телемост с орбитой устроили прямо в штабе строительства. Еще в феврале здесь была тайга, а теперь четыре тысячи рабочих строят космодром.
Президент заявил, что космос является такой сферой в российско-американских отношениях, где нет противоречий.
– Это, наверное, самое завораживающее зрелище, которое можно увидеть. На Землю можно смотреть часами, – отвечал Павел Виноградов из космоса.
Космонавт добавил, что рабочая программа у экипажа и сегодня достаточно напряженная. Начальник дежурной смены Центра управления полетами подтвердил: в День космонавтики на борту МКС нет выходного.
Рассказывая о строительстве космодрома Восточный, Владимир Путин отметил, что при выборе места его строительства в первую очередь была учтена возможность транспортной доступности к объекту.
– Здесь есть дорога, здесь есть железная дорога, здесь достаточно много свободного места, ну и, с точки зрения приземления будущих космонавтов, здесь тоже достаточно удобно, – пояснил Путин, добавив, что Байконур, который строился в советское время, уже морально и физически устарел.
Город, что построят рядом с космодромом, президент предложил назвать именем Циолковского.
– Думаю, что если мы после совета с местными жителями назовем этот город будущего Циолковский, это будет правильно. Хочу пожелать вам успехов и надеюсь на вашу поддержку тоже, – сказал Владимир Путин.
– Мы очень сильно рассчитываем на вашу поддержку в реализации проектов по созданию не только новых космодромов и новых носителей, но и нового пилотируемого корабля, – попросил бортинженер МКС, бортинженер корабля «Союз» Александр Мисуркин.
– А вот это как раз будет возможно с этой площадки, с этого космодрома. Имею в виду, что здесь планируются пуски тяжелых и сверхтяжелых ракет. Именно на это в значительной степени и будет нацелена деятельность космодрома в будущем, – ответил президент.
Космодром Восточный будет компактным: «всего» тысяча квадратных километров (это как Москва) против 6,5 тысячи квадратных километров на Байконуре. Две стартовые площадки. Вторая – для пилотируемых программ. В 2018 году с нее должна стартовать ракета тяжелого класса «Ангара-А5» с экипажем на борту.
Первый старт – беспилотный. Уже через два года с первой стартовой площадки стартует ракета «Союз-2».
К 2030 году космодром должен заработать на полную мощность. Именно с Восточным российское руководство связывает будущее отечественной космической науки.
Из «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года»:
до 2015 года – возобновление исследования Луны с использованием лунного посадочного аппарата и космического комплекса для проведения комплексных исследований Луны; участие в международных космических проектах;
до 2025 года – активное полноправное участие в международном сотрудничестве по исследованию Солнца, Луны, планет и малых тел Солнечной системы; проведение исследований Луны с орбиты и на поверхности с помощью автоматических космических аппаратов;
до 2030 года – осуществление облета Луны, а также высадка российских космонавтов на нее. Разработка объектов лунной инфраструктуры: модулей лунной базы, лунного посадочного корабля для доставки грузов, комплекса лунных робототехнических и напланетных транспортных средств, межорбитального буксира для транспортировки грузов на Луну. Исследования процессов в атмосфере и на поверхности Марса, доставка образцов вещества с других небесных тел, осуществление полетов в систему Юпитера и на Венеру;
после 2030 года – эксплуатация лунной орбитальной базы, обслуживание и ремонт крупных космических аппаратов и межорбитальных буксиров на околоземных орбитах.
В ближайшие восемь лет на космическую деятельность государство выделит более полутора триллионов рублей. Часть этих средств пойдет на создание комфортных условий труда ученых и конструкторов.
– Это должна быть не только площадка для пусков ракет, это должен быть научный центр, где мы должны создать условия комфортного проживания людей. Так, чтобы люди стремились там работать, стремились туда приехать на работу. Особое внимание нужно уделить составу научных работников, имеющих ученые степени, – подчеркнул Владимир Путин.
Такова конспективная версия событий, которую дают информагентства, в том числе «РИА Новости».
Теперь к деталям.
Космодром Восточный находится в 250 километрах от Благовещенска. Вернее, там находится то, что должно стать космодромом Восточный к 2015 году, когда здесь начнутся первые пуски ракет; а вернее, к 2018 году, когда начнутся пилотируемые полеты. В 2020 году отсюда в космос полетят тяжелые и сверхтяжелые ракеты, двигатели к которым еще нужно создать.
Так планируется. А сейчас космодром Восточный напоминает сочинскую Имеретинскую долину четырехлетней давности, входит в детали «Коммерсант». Уже все разрыли, но ничего еще не нарыли. С вертолета просматривается дно котлована, который уже сейчас называется стартовым комплексом. Поверить в то, что в 2015 году отсюда начнутся первые пуски ракет, решительно невозможно.
Впрочем, далеко не все здравомыслящие люди, посетив горный кластер в cочинской Красной Поляне, верили, что через несколько месяцев там будет терзать друг друга гордость мирового спорта, так тут терзают друг друга заказчики и подрядчики.
В нескольких километрах от стартового комплекса – два корпуса офисных помещений Роскомоса. Отсюда Владимир Путин вступил в контакт с космонавтами МКС. Они его ждали. На большом телемониторе виднелись шестеро: три российских космонавта и три американских астронавта.
Разглядывая на мониторе вполне четкую картинку, могло сложиться впечатление, что уровень технической оснащенности нового космодрома уже позволяет спокойно взаимодействовать с космонавтами на орбите в прямом эфире. То есть уровень, сравнимый с подмосковным Центром управления полетами. Но все оказалось проще: Восточный получал картинку из ЦУПа и транслировал ее на стройплощадку в Амурском крае. При этом космонавты не могли увидеть президента, а могли только услышать его.
– Погода у нас хорошая, – сказал космонавтам дежурный. – В Восточном светит солнце.
– Да, мы постарались, – ответил выплывший откуда-то снизу Павел Виноградов.
– Журналисты, – сказал дежурный, – очень рады приветствовать вас и говорят, что завидуют вам!
Журналисты удивились. Однако народ подобрался опытный, сразу поняли: такой здесь стиль общения – вопросы задавать космонавтам можно, но не нужно ими беспокоить. Поэтому вопросы должны быть в меру жизнерадостными и бессмысленными.
Когда один из журналистов попросил дежурного поздравить космонавтов с праздником и спросил, как они, собственно говоря, будут праздновать (просьба передать предыдущий вопрос: под контролем ли у них Северная Корея – остался без ответа), Павел Виноградов ответил, что праздник будет относительным – много работы по исследованию космоса, ближнего и дальнего.
– Будут праздновать под руководством ЦУПа, – вдруг раздался голос из Подмосковья.
Владимир Путин приехал со стартового комплекса за несколько минут до того, как космическая станция, огибая Землю, должна была уйти со связи. Он поздравил космонавтов с праздником. Ответы были еще более односложными, чем в общении с журналистами. Очевидно, космонавты намерены были ни в коем случае не задеть ЦУП неосторожным словом.
Выручил американец Крис Хадфилд, командир МКС, который вдруг ударился в воспоминания о своем посещении Смоленска, родины героя, каким, без сомнения, является Юрий Гагарин. И о том, какое незабываемое впечатление на него произвела поездка в российскую глубинку.
Владимир Путин уже было попрощался с ними, тем более что картинка стала стремительно уходить из кадра. Но президенту объяснили, что остался звук, и он может разговаривать еще какое-то время.
Когда от космонавтов остались только голоса, они вдруг стали очень разговорчивыми и конструктивными и сказали, что давно пора навестить на Луне советский луноход, стоящий там уже много лет, и что для этого им нужен корабль нового типа.
– А вот это будет возможно именно тогда, когда мы построим этот космодром! – живо отвечал Владимир Путин.
Позже выяснилось, что создание таких кораблей – отдельная тема, о чем обстоятельно говорилось на совещании. Там же глава государства предложил подумать о создании Министерства космоса. Идею пробивает глава Роскосмоса Владимир Поповкин, который накануне вбросил в прессу информацию о том, что в отрасли работает 93 предприятия.