Геноцид армян. 98 лет спустя…

Тюменская областная общественная организация «Айастан», как и все армянские диаспоры мира, ежегодно отмечает 24 апреля День памяти жертв геноцида армян в Оттоманской империи в 1915 году.

Двойные стандарты, или Двурушничество

Для начала обратимся к сообщению, помещенному на сайте inosmi.ru – тексту под заголовком «Это был геноцид армян». В нем, русском переводе оригинала редакционной статьи газеты «Los Angeles Times» (США), есть упоминание о том, что на момент ее написания Джон Эванс (John Evans) являлся послом США в Армении. Но, по предположению знающих людей, он после ее публикации вряд ли сохранил шансы остаться на этом посту надолго. Эванс, карьерный дипломат, который за свои откровенные публичные выступления сначала стал обладателем награды Американской ассоциации сотрудников дипломатической службы (American Foreign Service Assn.), затем вызвал раздражение своего начальства в Государственном департаменте США тем, что в Калифорнийском университете Беркли (UC Berkeley) произнес такие слова: «Сегодня я называю это геноцидом армян».

За столь правдивое высказывание его заставили дать разъяснение, потом внести поправку, а позже под давлением своих боссов он был лишен награды и, возможно, престижной работы. Наказывать посла за то, что тот честно высказался по поводу имевшего место 98 лет назад преступления, подобает разве что циничной, двурушнической монархии, но никак не лидеру свободного мира.

Как бы то ни было, все, что произошло в Армении в 1915 году, хорошо известно, говорится далее. Империя попыталась истребить армянское население путем массовых убийств и массовых депортаций. Были убиты более миллиона человек. Однако Государственный департамент США давно уже избегает слова «геноцид», причем не потому, что не согласен с историей, а из уважения к Турции, членство которой в НАТО и расположение между Европой и Азией делают ее стратегическим союзником Америки.

Тем не менее, геноцид, согласно общепринятому определению Организации Объединенных Наций (ООН), означает «намерение истребить полностью или частично национальную, этническую, расовую или религиозную общину». Турки в свое оправдание приводят следующий довод: мол, их оттоманские предки считали изменой поддержку России в канун первой мировой войны, как это сделали многие армяне. Однако, по мнению независимых историков и политологов, массовая резня была вызвана также враждебностью мусульман к христианскому меньшинству. Когда тогдашний посол США в Оттоманской империи Генри Морганто (Henry Morganthau) выразил протест против кровопускания, он получил от министра внутренних дел Мехмеда Талаата (Mehmed Talaat), руководившего антиармянской кампанией, нагоняй. «Почему вообще Вас так сильно интересуют армяне?» – спросил его Талаат. «Вы еврей, а эти люди христиане, – продолжал он. – Почему бы Вам не разрешить нам поступать с этими христианами так, как нам того хочется?».

Армян, которые избежали смерти и прибыли в Америку, отказ признать их историю сводит с ума. Конгрессмен Адам Шифф (Adam B. Schiff), демократ из города Бербанк, штат Калифорния, в состав избирательного округа которого входит центр армянской диаспоры, раз за разом подает законодательное предложение официально признать геноцид, но каждый год руководство американского Конгресса под давлением Государственного департамента США это предложение отклоняет.

Некоторые страны, слава богу, идут тем путем, на который Конгресс США опасается ступать. Европейский парламент, к примеру, принял резолюцию, в которой призвал Турцию признать геноцид в качестве предварительного условия вступления в Европейский Союз (ЕС). Турецкое правительство, как обычно, пришло в бешенство, но оно все еще отчаянно хочет вступить в ЕС.

Когда-нибудь страна, которая была основана как прямой отказ от своего оттоманского прошлого, будет вынуждена прямо взглянуть в лицо истории в рамках давно запоздалого процесса своего возмужания. То же самое придется сделать и Государственному департаменту США.

Трагедия остаётся трагедией

А трагедия остается трагедией. И в этот день в разных странах армяне зажигают поминальные свечи, говорят и молчат о безвинно убиенных 98 лет назад соплеменниках. А на их исторической родине, в Армении, десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване. В армянских церквях всего мира проводятся траурные службы. Трагедия коснулась каждой семьи.

Историки рассказывают, что удар, нанесенный армянскому этносу младотурецким режимом весной-летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей катастрофичности, а дата 24 апреля стала занимать особое место не только в истории геноцида армян, но и в целом в судьбе народа. В тот день в Константинополе начались массовые аресты представителей армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты. Произошло уничтожение целой плеяды виднейших деятелей национальной культуры, людей разных политических взглядов и профессий: писателей, артистов, музыкантов, учителей, врачей, юристов, журналистов, бизнесменов, политических и религиозных лидеров… Единственное, что их роднило – национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами вплоть до конца мая (при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось). Сведения об арестах и убийствах армянских лидеров начали поступать из провинций еще в феврале-марте, но именно с константинопольских событий началось полномасштабное уничтожение цвета армянской нации по всей стране. Так, в апреле-мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване, в июне-июле того же года в Харпуте представители армянской интеллигенции первыми попали под удар геноцидальной машины. Целью акции было обезглавить армянство, лишить его даже малейшего шанса самоорганизоваться перед лицом опасности полного истребления.

Технология зверства

Технология константинопольских арестов была продумана до мелочей и проводилась без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома проследовать в участок «буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов». К другим являлись ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города. Люди, как правило, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными подданными Османской империи, и представить не могли, что их ожидает в ближайшем будущем. Были даже случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, чтобы выяснить, отчего вдруг они понадобились властям. А арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди сам являлся членом партии младотурок, неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег. Среди арестованных находился также профессор Тигран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету «Сабах». Когда его доставили в лагерь для интернированных, он узнал в начальнике лагеря… одного из своих бывших учеников. Из 291 узника выжили лишь сорок человек. В их числе был и великий армянский композитор, музыковед, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер и педагог Комитас (Согомон Согомонян). http://www.hayastan.com/armenia/genocide/ru/files/komitas.jpg. Его бесценные произведения были сожжены, а сам он был выслан в местность Чангер. На его глазах были зверски убиты Григор Зохраб, Даниель Варужан, сотни женщин и детей. Душа Комитаса не вынесла чудовищных испытаний, и он лишился рассудка – лучшие врачи до конца его жизни не смогли восстановить его память и нормальное душевное состояние. Умер он в 1935 году в Париже, а в 1936-м его прах был перевезен в Ереван и захоронен в пантеоне деятелей науки и искусства. В 2003 году в центре Парижа Комитасу был установлен памятник, как символу геноцида армян в Турции.

В течение нескольких начальных недель геноцида в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Всего в 1915-1923 годах в Западной Армении и других частях Османской империи в ходе того первого геноцида XX века, организованного и планомерно осуществленного младотурецкими правителями, было уничтожено 1,5 миллиона армян. А с учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX века, число жертв геноцида превысило два миллиона. Геноцидом следует считать и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении, в Закавказье (в том числе и организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуше в 1918-м и 1920 годах, соответственно) – совершались они турками, вторгшимися на эту территорию в 1918 году, и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сентябре-декабре 1920 года.

Боль потерь неподвластна времени

Боль потерь и утерянной родины неподвластна времени, она в душе каждого армянина, и будет жить, пока живет сам армянский народ. Политика геноцида в отношении этого народа была обу-словлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. 069-3-2Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось в виду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 году. «Россия всегда воспринимала боль и трагедию армянского народа как свою собственную, – говорил во время одного из посещений мемориального комплекса жертв геноцида Цицернакаберд в Ереване Владимир Путин. – Низко склоняем головы в память жертв геноцида армянского народа».


9920