История как она есть

Нынче, как уже сообщалось, исполняется 305 лет Сибирской губернии. А история, запечатленная в музейных экспонатах, таит в себе еще много интересного и познавательного.

Например, рассказ об одной из ярких страниц истории нашего города – о Ямской слободе и ямщиках – привлекает в музейные залы и детей, и взрослых. «Ведь все, кто ехал в Сибирь, миновать Тюмень никак не могли – их встречала Ямская слобода, своего рода визитная карточка города. Перевозки вначале осуществляли татары, затем русские ямщики-крестьяне, присланные сюда насильно из Вологды, Устюга, Сольвычегодска, Перми, Соликамска. Обеспечивали их лошадьми, упряжью, давали земельные наделы за речкой Тюменкой и покосы на пойме в устье Бабарынки. Сначала жили они на посаде (в крепости), где и создали так называемый тюменский «ям» (от татарского «дзям» – дорога).

От этого слова и произошли «ямщики», «ямская служба», «ямская слобода». Уже летом 1605 года ямщики начали возводить новые дома за речкой, и в ближайшие годы там выросла Ямская слобода, которой, кстати, насчитывается 400 лет. В ней люди жили соборно, общо, ухаживали за лошадьми, подавали кареты, экипажи, доставляли почту к богатым домам в Тюмени, возили в Тобольск и на север губернии. В 1741 году в Ямской слободе насчитывалось уже 247 дворов, а к 1750 году в городе проживало 1710 человек, семьсот из которых были ямщиками. Как тогда говорили, кормит не пашня, а большая дорога».

Многое из сказанного становится для посетителей настоящим откровением, заставляет их чутко вслушиваться в патефонный голос песни о ямщике, внимательнее вглядываться в бесхитростные атрибуты ямщицкой жизни: подковы, поддужные колокольчики-бубенчики, кнут, сундучки, кистень, деньги, самовар-кухню – их даже можно подержать в руках! Волей-неволей в людских головах и душах возникает лирический исторический образ Тюмени, устремленной в будущее и не забывающей свое прошлое, образ притягательный, волнующий сердце. «Столетиями оглашало сибирские просторы переливчатое разноголосье колокольчиков, без которых и тройка – не тройка, и ямщик – не ямщик. Им по сто и более лет, они постарели и потемнели. Но только тронь колоколец, услышишь заливистые трели, увидишь русскую тройку и поющего ямщика – то, что так давно минуло, но до сих пор мило сердцу». Финальная фраза останется где-то в подсознании и непременно отзовется светлым чувством любви к своей малой родине.

Тема патриотизма присутствует также в музейных занятиях и играх «Живое прошлое», «Что умели наши предки», «Тайна старого сундука», «Загадки охотничьей тропы» (на базе выставки «Особенности национальной охоты»), и в культурно-образовательной подпрограмме «Музыка души моей», и на вечерах русского романса «Имя твое по святцам», и во время викторины «Путь чайного листа», и в детской экспедиции «Мамонтенок», и в экскурсионно-туристических программах «Тюмень – первый русский город Сибири», «С верой через столетия», «Тюмень в истории сибирских татар», «Русское подворье», «Романовы в Сибири», «Неизвестный Распутин» …

А одна из экспозиций называлась «Куклы в русской традиции». Она приезжала издалека – из музея-библиотеки маленького северного поселения Вата Нижневартовского района – старинной русской деревни, насчитывающей более ста лет и сохранившей множество национальных традиций. В этих экспонатах, издавна бытовавших в исконно крестьянской среде, сохранились отголоски древнейших народных представлений и верований – известно, что еще не так давно в ряде русских селений существовало своеобразное табу, запрещавшее обозначать на кукле лицо, дабы в нее не «вселился» злой дух, способный причинить вред ребенку. Особое место в показе занимали обрядовые игрушки, дающие представление об их магических охранительных функциях. Представьте себе крестьянскую избу, а в ней молодую маму, склонившуюся над деревянной колыбелькой. Она обязательно укладывает рядом с новорожденным малышом самодельную куклу и приговаривает: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой». Куклу так и называли – берегиня. Если в доме случалась беда, ее поворачивали трижды против часовой стрелки и говорили: «Отвернись злом, повернись добром». Обереги никогда не выбрасывали, а передавали по наследству.

Самыми благодарными слушателями были, конечно, дети – они и в летние дни тоже приходят в музеи. Коллекция тогда вызвала огромный интерес у посетителей музейного филиала «Дом Машарова».

Гордость краеведческого музея – палеонтологическая коллекция (наиболее полные в России скелет мамонта, шерстистого носорога, ископаемого бизона…), флора и фауна нашего региона. Археологический музей-заповедник на озере Андреевском знакомит с археологическими культурами, бытовавшими на территории края, с достижениями человеческого общества на различных этапах исторического развития (частично представлены и этнографические материалы). На территории заповедника даже построены варианты древних городищ, реконструировано жилища живших в ту пору людей, воссоздан «современный» хантыйский городок… Экспозиция называется «Из глубины веков». В музее-усадьбе Колокольниковых – сразу две выставки: «История дома XIX – XX веков» и «Торговый дом И.П. Колокольникова. Наследники». Дело в том, что усадьба Колокольниковых – единственная в городе сохранившаяся классическая купеческая усадьба (жилой дом и торговая лавка). Для посетителей работают залы, предназначавшиеся в разное время для торжественных приемов, а также кабинет военачальника. 064-4-2Здесь также можно увидеть восковые персоны юного цесаревича, Александра, великого русского поэта В.А. Жуковского, начдива 51-й стрелковой дивизии В.К. Блюхера. А в торговом доме удивляют необычный интерьер магазина, двусветный зал, великолепная старинная антресоль, где представлена продукция разных торговых фирм дореволюционной Тюмени (кстати, на огромных окнах магазина размещена реклама продуктов той поры в стиле той эпохи). Увлекателен рассказ о хозяевах магазина, Колокольниковых – меценатах, известных не только в Тюмени, но и во всей России. Музей привлекает и выставкой «Семейный альбом». Интересен сам по себе жилой интерьер музейного здания полуторавековой давности и его уникальные предметы старины. Ведь строение является памятником архитектуры конца XIX – начала XX веков, построено в стиле неоклассицизма, имеет богатую архитектурно-декоративную отделку фасадов и интерьеров.

Словом, музей – это всегда интересно, потому в нем история представлена предметно, то есть наглядно…


9859