Памятные даты

  • 1 марта 1963 года директор Владимир Яковлевич Хуторянский подписал штатное расписание нового завода на Тюменской земле, которое располагало 34 единицами работников.
  • 2 апреля того же года постановлением Средне-Уральского совнархоза строящемуся предприятию присвоено наименование «Тюменский моторный завод».
  • Вслед за Владимиром Хуторянским в числе первых были приняты: Оленичев, Монакова, Меньщикова, Сизикова, Иванов, Кузнецов и Востряков.
  • За полувековой юбилей моторостроители построили более пятидесяти многоэтажных жилых домов общей площадью полмиллиона квадратных метров. Каждая вторая квартира передавалась городу, в которые вселялись врачи, учителя, пенсионеры и ветераны войны и труда. Возведено семь общежитий и десять детских дошкольных учреждений.
  • В ГПТУ-15 и на самом предприятии подготовлена и воспитана целая армия высококлассных специалистов рабочих профессий – токарей, слесарей, фрезеровщиков и шлифовщиков.
  • Школу флагмана машиностроительной продукции области прошла целая плеяда инженерно-технических работников, ставших прекрасными организаторами производства, талантливыми управленцами. По существу почти все руководители промышленных предприятий после семидесятых годов прошлого столетия начинали свой трудовой путь или работали в свое время на моторном заводе.
  • С февраля 1964 года началось освоение первого двигателя РУ19-300. 27 апреля 1967 года был собран первый авиационный двигатель на Тюменской земле. Митинг по этому случаю состоялся 29 апреля.
  • В июне 1966 года на заводе создан отдел по производству узлов к автомобилю «Москвич-412». Первой деталью стала муфта сцепления. Выпуск ее начинали с 30 штук. Через девять лет была выпущена миллионная муфта сцепления.
  • В 1969 году введен в строй информационно-вычислительный центр. Кстати, впервые в Тюмени АСУ (автоматизированная система управления производством) была внедрена на моторном заводе. После ее внедрили в Главтюменьнефтегазстрое.
  • В феврале 1969 года на предприятии приступили к освоению производства клеточных батарей для выращивания кур-несушек и цыплят различных возрастов, а также для уток и кроликов.
  • В 1969 году началось освоение прямоточного двигателя 3Ц4М1, или так называемого в те годы изделия № 30. «Тридцатка» была первым, но не единственным изделием, которое надо было освоить в очень жесткие сроки для оборонной промышленности.
  • В начале восьмидесятых были освоены двигатели нового поколения к боевым ракетам «Москит» и С-300 В.
  • Указом по Минавиапрому от 7 декабря 1987 года на базе моторного завода было образовано ТМПО (Тюменское моторостроительное производственное объединение), в которое вошли Ширинский машиностроительный завод и ТКБМ (Тюменское конструкторское бюро машиностроения).
  • На заводе трудились Герой Советского Союза, начальник отдела кадров Николай Григорьевич Федоров, Герой Социалистического Труда, командир авиазвена предприятия, летчик Юрий Александрович Редькин, делегат ХVI съезда профсоюзов СССР, фрезеровщица, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Ольга Григорьевна Лопанцева, делегат Х VII съезда профсоюзов, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, шлифовщица Татьяна Васильевна Оконечникова, депутат Верховного Совета РСФСР, бригадир слесарей-сборщиков Надежда Михайловна Петелина, депутат Верховного Совета СССР, токарь-расточник, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Юрий Николаевич Чернов.
  • Сотни моторостроителей были удостоены высоких правительственных наград за трудовую доблесть. Их достижения навеки запечатлены в музее трудовой славы предприятия. Музей носит имя его создателя Родослава Стрежемецкого.

9830