Так по-немецки звучат пасхальные приветствия, переводимые на русский язык как «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!». Разница лишь в том, что этот светлый праздник православные отмечают нынче 5 мая, а представители немецкой диаспоры Тюмени согласно своему давнему лютеранскому обычаю славили воскрешение Христа на пять недель раньше – 31 марта.
В областной центр из мест компактного проживания немецкого населения (Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Упорово, Абатского) съехались участники художественной самодеятельности – певцы, танцоры, чтецы, настоящие знатоки народной традиции. Проводился и традиционный конкурс среди детей «Весенняя капель». Звучала ритмичная народная музыка, под которую собравшиеся водили веселые пасхальные хороводы.
Атрибутика торжества (как и в «большой» Германии) состояла из традиционного игрушечного Зайца, пасхального дерева (Osterbaum), представляющего собой ветку с распускающимися листочками, и сооружения из палочек в форме креста, увешанных крашеными яйцами. Яйцо, как известно, является древнейшим символом жизни, плодородия и главным атрибутом этого весеннего праздника.
Пасха по-немецки – Ostern. Название восходит своими корнями к древнегерманской богине весны Остаре, что означает «рассвет». Обычно немецкая Пасха приходится на апрель, который в Германии называют Ostermonat (но тут пришлась на последний день марта). Слово происходит от глагола «osten», который переводится как «направлять на восток», «поворачивать к востоку». «Восток» же в христианской символике означает «спасение» и «возрождение», именно на восточной стороне церкви находится алтарь. Такова взаимосвязь между языческой богиней Остарой и немецким названием Пасхи. Испокон веку торжество у этого народа связано с началом сельскохозяйственных работ и воспринимается как праздник света, весны, возрождающейся природы.
Главенствует здесь древний культ плодородия. Неудивительно, что у немцев символами христианской Пасхи являются не только крашеные яйца, но и пасхальный заяц (Osterhase) – символ плодовитости. К тому же немецкие ритуальные зайцы обладают уникальной способностью… нести эти самые яйца. Жёлтые, синие, красные, зеленые… Давным-давно, еще в XIV веке, длинноухие ежегодно на Пасху прибегали в аккуратные немецкие палисадники прямо из древнего языческого леса и выступали в роли дарителей. Правда, для того, чтобы они успешно справились со своей задачей, многие поколения детей загодя мастерили в своих садах, в самых укромных уголках, некое подобие гнезд, где в пасхальное утро они непременно находили наряду с разноцветными яйцами и другие гостинцы. В современном варианте взрослые прячут «заячьи» подарки в помещении, но тоже в неожиданных местах. Поиски превращаются для детей в шумные веселые состязания – кто быстрее их обнаружит.
– Вот и получается, что в этот день зайцы несут разноцветные яйца, солнце приплясывает среди облаков, а взрослые вовлекаются в детские игры, – не без доли юмора говорит Наталья Мачуга, представительница международного союза немецкой культуры в Тюмени, региональный координатор. – А для веселья действительно есть хороший повод: можно, наконец, наесться до отвала после долгого поста, можно радоваться и громко петь песни до самой глубокой ночи. Невероятно, но в стародавние времена в пасхальное утро в церкви не только разрешалось, но и предписывалось… смеяться до упаду. Обычно священник после богослужения должен был «отчебучить» нечто такое, что заставило бы расхохотаться всех прихожан, до единого. Иначе и быть не могло. Ведь в Пасхальное воскресенье всем надлежит веселиться и радоваться – и взрослым, и детям, ибо Христос воскрес из мертвых. Традиция «пасхального смеха» существовала только в Средневековье и была запрещена ревнителями благочестия около четырехсот лет назад. Понять их легко, однако не стоит и строго судить наших далеких предков за громкий смех в Божьем храме.
Сейчас большинство из нас не особо-то изнуряют себя в Великий пост, а те, кто в течение этого срока отказывается употреблять в пищу мясо братьев наших меньших, все равно могут питаться довольно сытно, разнообразно и вкусно. Пасхе, как известно, предшествует Страстная неделя, которая начинается с Вербного (Пальмового) воскресенья (Palmsonntag) и напоминает о том дне, когда Иисус Христос въехал в Иерусалим, и жители, ликуя, бросали по пути его следования пальмовые ветки. Следует отметить, что пальма на Востоке считалась священным деревом. Пальмой там всегда встречали победителей – отсюда и выражение «пальма первенства». И, вероятно, население Иерусалима видело в Христе Мессию, несущего людям избавление от страданий. Немцы под видом этого ритуального растения используют ветки ели, пихты, барвинок или можжевельник, а также побеги вербы, орешника, бука… Ими принято обвивать шест, увенчанный крестом, и перевязывать его лентами. Называется все это словом «Palmstecken». Ветки освящают в церкви, а затем приносят домой. Считается, что они защищают людй от невзгод и приносят им счастье.