Великий пост, или Торжество аскетизма

Период Великого поста и Пасхи является самым светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются с Прощеного воскресенья (нынче это было 17 марта), когда мы у всех просим прощенья и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством «Воскресения Христова» – Пасхой, которая нынче отмечается 5 мая. С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.

По традиции в Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу нельзя вкушать пищу до погребения плащаницы. Для больных делается послабление, для чего необходимо взять благословение у священника в храме, чтобы не нарушать пост самовольно. Дети, беременные и кормящие женщины освобождаются от поста.

«Поститься христианину необходимо для того, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости...

Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое (1 Кор. 6, 13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть... Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, – ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной к плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел».

Таким образом, пост служит необходимым средством к освящению человека, его единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его.

Некоторые думают, что при современном бедственном положении в России, когда не хватает зарплаты, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост – не тема для разговора. Священнослужители напоминают слова оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно...». Потому что основа поста – борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, говорят они, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост – это лекарство, но даже самое целительное становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Да, пост – это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Советуют начинать исполнять заповеди, касающиеся малого, и тогда человек исполнит заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Например, начать исполнять заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно – мало-помалу.

Каждый сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу уменьшает её количество и доводит до минимума, когда больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы «не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу».

Считается, что тут главное – правило, данное Самим Господом: да не... отягчают сердца ваши объядением и пианством (Лк. 21, 34). Известны также случаи, когда некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают noститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны – злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его. «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».

Каждый, приступающий к подвигу поста, знает заповеди преподобного Дорофея: «Кто постится по тщеславию или считая, совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника...».

Православные христиане издревле смотрят на пост, как на средство борьбы со своей греховностью. Это – время усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания, что совмещается с постом телесным.


9725