Кипрские банки взяли еврокомиссары
В пятницу встречей премьер-министра Дмитрия Медведева и главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу завершились двухдневные переговоры с Еврокомиссией. В Москву прибыла самая большая за время подобных встреч делегация из 15 еврокомиссаров.
Однако результаты переговоров обе стороны даже не старались представить как результативные. Было подписано три общих документа: «дорожная карта» энергетического сотрудничества до 2050 года, меморандум о взаимопонимании между Роспотребнадзором и аналогичной структурой Евросоюза, а также заявление о сотрудничестве в области гражданской защиты.
Тема зависших на Кипре российских средств, в том числе и «госструктур» (по словам Дмитрия Медведева), в пятницу звучала совсем буднично. По признанию Жозе Мануэла Баррозу, более активно она обсуждалась накануне у президента Владимира Путина и во время первых встреч с Дмитрием Медведевым.
А поговорить было о чем. Переговоры о спасении Кипра с участием ЕС и России тянутся с осени 2011-го. Тогда Кипр уже получил кредит от России 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5% годовых, но этого оказалось мало.
16 марта наступил критический момент: Еврогруппа согласилась предоставить финансовую помощь в размере 10 млрд евро, но потребовала, чтобы остальные необходимые 5,8 млрд евро были собраны за счет вкладчиков, среди которых много российских.
Главные офшорные принципы: банковская тайна и почти полное отсутствие налогов. Когда богатые русские в 1990-е годы начали увлекаться офшорами, налоговые соображения для них играли второстепенную роль. Российская налоговая система еще не устоялась и налоговые ставки не выглядели такими уж грандиозными, напоминает еженедельник «Власть».
Главным аргументом в пользу офшоров было желание крупных российских предпринимателей получить доступ к мировой банковской системе. Но российские банки упорно отказывались разрешать иностранным банкам открывать в России свои филиалы, напирая на то, что эти филиалы не будут подчиняться российскому банковскому регулированию. А в российских банках крупные предприниматели держать деньги не хотели, прежде всего потому, что в то или иное время почти каждый из них занимался банковским бизнесом и все прекрасно знали, что здесь почем.
Так что российской банковской системе крупный российский бизнес просто не доверял. Кроме того, при валютной нестабильности 1990-х годов держать деньги в рублях на российских счетах было чрезвычайно рискованно. А держать их в валюте – тоже рискованно, но уже по другим причинам.
Не нужно также забывать о том, что большой российский бизнес был построен почти исключительно на экспорте сырья и оставлять экспортную выручку за рубежом было куда как приятнее, чем везти ее обратно в Россию.
Российское увлечение именно офшорными зонами объяснялось ещё и тем, что открытие там иностранцами счетов всячески приветствовалось местными властями и местными центральными банками, было исключительно легким делом. В то время как открытие счетов в США или Европе не то чтобы вызывало подозрение со стороны властей, но все-таки было связано с соблюдением определенных формальностей.
В итоге к концу 1990-х годов фактически все сделки большой российский бизнес вел через офшоры. И одним из главных любимцев этого бизнеса стал офшорный Кипр.
И вот стала очевидной оборотная сторона русского офшорного увлечения. Кипр (в отличие, скажем, от Виргинских островов) является членом ЕС, более того – еврозоны. А она сейчас испытывает чудовищный долговой кризис.
После дефолта Греции в марте 2012-го её банки решено было спасать. Тройка кредиторов – МВФ, ЕЦБ и ЕС – влили в банковскую систему страны 18 млрд евро, напоминает «Эксперт».
Кипрская ситуация – отражение греческой. Правда, в Греции пострадали держатели гособлигаций, но банки и вкладчиков спасли. На Кипре, наоборот, планировали ограбить вкладчиков.
Дело в том, что банковские активы Кипра типично высоки для страны, играющей роль финансового центра, и превышают объем ВВП в восемь раз. Коллапс столь большого банковского сектора означает, что государство не в состоянии оказать ему необходимую помощь без того, чтобы не залезть в карман вкладчиков. Госдолг Кипра близок к 100% ВВП, так что решить проблему дополнительными заимствованиями на внешнем рынке тоже не удавалось, тем более что ВВП островного государства с 900-тысячным населением – всего 18 млрд евро.
Кипрские банки, просвещает нас еженедельник «Деньги», оказались в состоянии банкротства по той же причине, что и греческие: на их балансе слишком много мусора – греческих облигаций и плохих кредитов. Только прямые потери от дефолта по греческим облигациям (данные ЦБ Кипра) составили 25% ВВП. При этом основные потери пришлись на два крупнейших банка – Cyprus Popular Bank (Laiki) и Bank of Cyprus.
16 марта Кипр шокировал весь мир планом «А» – намерением ввести «однократный налог» на вклады в банки. Речь шла о том, что с каждого банковского счета, и частного, и корпоративного, размер которого превышает 100 тыс. евро, будет единовременно списано 9,9%. С вкладов меньше – 6,75%. Нижней планки не предусматривалось. Президент Кипра Никос Анастасиадис сказал, что киприотов вынудили к этому шагу, и сравнил ситуацию с турецким вторжением 1974 года.
19 марта парламент назвал частичную конфискацию вкладов неприемлемой и отверг этот план. При этом конкретных предложений, как спасти кипрскую банковскую систему от краха, а страну – от дефолта, не появилось. Банковские каникулы были продлены сначала на день, а затем до 26 марта.
Последующие дни власти Кипра потратили на лихорадочную разработку плана «В». Во-первых, в него входило введение минимальной планки вклада, к которым применима конфискация, – то ли 100 тыс. евро (европейская норма гарантирования депозитов), то ли 20 тыс. евро.
Во-вторых, дифференциация ставки в зависимости от размера вклада: вариантов было несколько, вплоть до того, чтобы ничего не брать с относительно небольших счетов, зато обложить сбором в размере 25% большие вклады (по большей части российские).
В-третьих, создание «плохого банка» – известная в мировой практике мера: почти безнадежные активы выносятся на баланс отдельной структуры, которая затем ликвидируется.
В-четвертых, создание «фонда солидарности»: в него должны быть внесены различные госактивы – от денег пенсионного фонда до недвижимости и прав разрабатывать газ на средиземноморском шельфе. Этот фонд должен стать то ли гарантией по международным кредитам, то ли обеспечением для выпуска облигаций.
Греческая делегация накануне побывала в России. В Москву был отправлен министр финансов Михалис Саррис. Он провел встречи с несколькими членами правительства: министром финансов Антоном Силуановым, первым вице-премьером Игорем Шуваловым и министром энергетики Александром Новаком, но его предложения Россию не заинтересовали.
Президент России Владимир Путин поручил Минфину рассмотреть вопрос о реструктуризации госкредита Кипру (2,5 млрд евро), Кипр получит на этой операции, по словам министра финансов России Антона Силуанова, порядка 250 млн евро экономии.
Во время последовавших за этим двухдневных переговоров российских властей с еврокомиссарами масштаб проблемы Жозе Мануэл Баррозу признать согласился:
– В ходе консультаций с Россией мы смогли лучше понять, что стоит на карте, и мы поняли, что у России есть определенный интерес к тому, как будет разрешена ситуация на Кипре.
Но решение будет лишь сообщено России: кипрские счета ее госкомпаний господин Баррозу отказался признавать главным приоритетом. Наоборот, его можно было понять и так, что именно на эти счета и будет возложена ответственность за кризис на острове, отмечает «Коммерсант».
Подчеркнув, что «Кипр оказался в сложной ситуации в первую очередь ввиду размеров и структуры его банковской системы по сравнению с размером страны», главный комиссар ЕС в беседе с премьером сообщил, что «первым приоритетом» окажутся последствия этой ситуации «для самих жителей Кипра». Он попросил это «четко понимать».
В отличие от прежних дней переговоров Дмитрий Медведев уже не предпринимал попыток сформулировать новые предложения преодоления кипрской проблемы. Напротив, премьер-министр подчеркнул, что «взаимоприемлемое решение, по мнению РФ, должно быть найдено Евросоюзом, с одной стороны, и Кипром как государством – участником Евросоюза».
Премьер также уточнил, что только после того, «когда будет выработана окончательная схема с участием государств Евросоюза и самого Кипра, – только в этом случае Россия сможет подключиться к этому процессу по вполне понятным правовым и экономическим подходам».
Вечером в понедельник ЦБ Кипра официально объявил о прекращении с 26 марта «банковских каникул», то есть остановки всех расчетов, для всех банков страны, в том числе третьего по размеру на Кипре банка – «дочки» ВТБ.
Во вторник Еврогруппа объявила о выделении Кипру 10 млрд евро на рекапитализацию банковской системы.
Однако банки Кипра во вторник так и не открылись и не начнут работу как минимум до сегодняшнего дня, чтобы обеспечить «бесперебойную работу финансовой системы страны», сказано в постановлении кипрского Центробанка. А «ограничения на движение капиталов», по словам главы Минфина Кипра Михалиса Сарриса, «будут действовать в течение нескольких недель».
По условиям выделения Кипру финансовой помощи «тройкой кредиторов» (ЕС, МВФ и ЕЦБ) два крупнейших банка Кипра – Bank of Cyprus и Popular Bank of Cyprus – пройдут через процедуру реструктуризации. Последний будет ликвидирован, а средства на депозитах свыше 100 тыс. евро будут заморожены на неопределенный срок, потери по этим вкладам могут составить 30-40%.
Списание средств затронет не только собственно «вклады», но и беспроцентные расчетные счета. Согласно международной терминологии, deposit – это не только вклад в обычном российском понимании (с начислением процентов), но и любые остатки средств на счетах до востребования (on-call money), и все эти средства подпадают под действие кипрского «депозитного налога».
Возможные потери вкладчиков из РФ от процедуры списания точно оценить нельзя – общая сумма активов, пришедших в кипрские банки не из зоны евро, составляет 20 млрд евро, при этом доля депозитов объемом свыше 100 тыс. евро в среднем по банкам Кипра составляет 55%.
Детали процедуры списания средств и последующей «заморозки» оставшихся сумм и параметров поддержки кипрской банковской системы со стороны ЕЦБ пока неизвестны. Их Минфин и Центробанк Кипра будут дорабатывать как минимум до сегодняшнего дня.