Любите ли вы театр так, как любят его в Тобольске?
Да это, может быть, и не любовь даже, а некий, странный для нынешних дней, пиетет… Странный потому, что во всём другом старая сибирская столица ни в чём не отличается от мира, ценящего сегодня совсем иное. Но Театр в Тобольске почитают по-прежнему. И очень ждут того момента, когда в здании тобольского драматического завершится, наконец, реконструкция и дан будет заветный первый звонок.
Несколько лет артисты ТДТ живут-работают вне своего дома. Финальной премьерой старой сцены 14 октября 2010 года стал спектакль «Да здравствует любовь».
Затем короткий и бурный период эвакуации имущества и оборудования, размещение основного хозяйства на площадях колледжа искусств и культуры… Международный день театра 2011 года встретили не в родных стенах. А потом прошла ещё одна весна… И наступила другая.
Они, видимо, устали ждать и пришли в свой театральный дом. И строители, не любящие, когда кто-то извне вмешивается в график их работы, на этот раз всё поняли. На время, ради часа тишины, отключились все механизмы и аппараты.
Актриса взошла на обозначившуюся уже конструкцию сцены. Чуть тронула струны гитары… И в пустоте стройплощадки, которой вскоре суждено стать зрительным залом, зазвенели великие в своей вечной простоте слова Окуджавы:
Можно театр позолотой покрыть,
Можно коврами весь пол устелить.
Но вдохновение для представления
Разве возможно за деньги купить?!
Так встретила праздник труппа старейшего театра Сибири.
И здесь самое время опять поговорить о странностях любви. Оставшись без основного здания, разместив сложное хозяйство в семи точках, репетируя и играя спектакли в помещениях, порой мало пригодных для священнодейства по имени Театр, тобольский драматический остаётся неизменно востребованным зрителями.
Заглянув в официальный отчёт о деятельности ТДТ за 2009 год (это ещё в родных стенах), узнаём о том, что театр принял 64,2 тысячи зрителей (количество проданных билетов). В сезоне 2010-м, совпавшем с началом реконструкции, зрителей было уже 73 тысячи. В 2011 году спектакли посмотрело 87 тысяч человек. Ну, а в 2012-м – почти 94 тысячи.
И даже как-то не верится, что это так (ведь всё это время театр имени П.П. Ершова работает в «бездомном режиме»), но данные сии сформированы на основании документов строгой финансовой отчётности.
Директор ТДТ Сергей Радченко поясняет: «Положительная динамика достигнута за счёт интенсивной работы, активной гастрольной деятельности и востребованности искусства театра у зрителей. Секрет прост: тобольские артисты с равной ответственностью выступают перед сельскими жителями и горожанами, в районах и столицах, в России и Европе».
Да – теперь и в Европе. Передав здание в руки строителей, администрация решилась на вещь, казавшуюся многим безрассудной. В 2011 году взяли да и провели на базе Тобольского музея Международный фестиваль европейской современной драматургии, в рамках которого зрителям представлены были пьесы авторов из России, Словении, Италии, Израиля и Финляндии.
Признаюсь, был весьма удивлён тем, что фестиваль вызвал большой интерес у публики. Впрочем, как и тем, что отголосками фестиваля стали первые в истории нашего театра европейские проекты.
Македонский режиссёр Деяна Николовска поставила в Тобольске спектакль «Класс» по одноимённой пьесе Матяжа Жупанчича (Словения). И вот в апреле 2012 года сибирский «Класс» был показан на родине драматурга в рамках сразу двух фестивалей – «Неделя словенской драмы» и SKUP’2012, проходящего в рамках программы «Марибор – культурная столица Европы-2012».
А здание театра тем временем подпирало тобольское небо одними стенами, и весенние буйные дожди заливали котлован на месте будущей большой сцены. Кстати, грандиозным ливнем была ознаменована и следующая премьера – спектакль «Между носом и небом» по пьесе итальянца Джан Мариа Черво. 20 июля 2012 года его играли под открытым небом во внутреннем дворе губернского музея в Тобольске, и гроза рокотала, сопровождая аплодисменты режиссуре Алексея Слюсарчука. А 17 октября того же года сибирскую версию итальянской истории представили уже в римском предместье Капрарола в рамках фестиваля «Quartieri dell’Arte».
В этом «квартале искусств» было показано шесть мировых премьер. Впервые за 16-летнюю историю фестиваля в нём принял участие театр из России – наш, тобольский.
«Но главное для нас, – говорит Наталия Пономарёва (та самая актриса, певшая про «позолоту» и «вдохновение» на краю развёрстого до поры трюма театральной сцены) – Это всё-таки общение с нашим родным зрителем. Здорово, когда тебе аплодируют «там», когда тебя награждают фестивальными дипломами в Москве и Питере, но возвращаешься домой и понимаешь: здесь, в Тобольске, Тюмени, на Юге и Севере нашей области, зрители другие, и даже аплодисменты звучат иначе. Любому артисту легче работать, когда он чувствует дыхание зала, всем сердцем ощущает его любовь».
Ну вот и опять мы – про зрителей и любовь… Но когда говоришь о театре в Тобольске, иначе и не получается. Это такая старинная местная загадка, история возникновения которой где-то там – в начале XVIII века, во временах митрополита Филофея.
Загадка сия обрастала тайнами благодаря ссыльным шведам и полякам. Тайну множили безвестные тобольские зрители и знаменитые губернаторы Чичерин и Алябьев. Вносили лепту известные зрители Коцебу, Радищев, а позже и декабристы. Пётр Павлович Ершов постарался на славу, да и все прекраснодушные члены Тобольского драматического общества века XIX.
В следующем, XX веке, взаимоотношения Театр – зрители становились всё тесней и возвышенней. И затем, когда показалось, что наступивший рыночно-медийный век разрушит всё, что исподволь строилось прежде, исторические узы выдержали.
Театр в Тобольске живёт, несмотря на объективные и субъективные трудности. Живёт не сам по себе, но вместе со своим зрителем. И эти взаимоотношения не продашь и не купишь.
«Чистое сердце в дорогу готовь, древняя мудрость сгодится и вновь. Не покупаются, не покупаются доброе имя, талант и любовь» – звучало под свежеперекрытым сводом сценической коробки.
Это был ещё один День Театра… Пока без зрителя.
Топ-топ, топает «Ангажемент»
Свой профессиональный праздник Леонид Окунев в шутку называет Международным женским днем театра. Потому что отмечается в марте – это раз, а два – так сложилось, что в молодой растущей труппе “Ангажемента” в данный момент девушек больше… Артисты дарят зрителям постановку “Баба Шанель” по пьесе Николая Коляды и сюрприз-капустник с новой песней от звукорежиссера Романа Зорина.
В спектакле пять женских ролей и одна мужская (не считая баяниста). Драматургу хотелось, чтобы директор и худрук “Ангажемента” сыграл женскую. Благо, у Леонида Григорьевича опыт есть – вспомним старуху Амалию в “Носферату” того же Коляды. Но в “Бабе Шанель”, рассудил Окунев, это ни к чему, и взялся репетировать Сергея Сергеевича – на троих с Виталием Мигуновым и Дмитрием Анисимовым, заранее предполагая дать дорогу молодым, а самому постоять в сторонке. Выйдет ли он на сцену в День театра? Загляните в “Ангажемент” сегодня вечером – узнаете.
Со знаменитым Колядой и его учениками, драматургами и режиссерами, театр дружит давно и тесно. Регулярно ездит в Екатеринбург на фестиваль “Коляда-Plays”. А для Леонида Григорьевича Коляда – это еще и пример того, как в театральном деле можно обходиться без государственного финансирования. К счастью, у самого “Ангажемента” с финансированием нынче все в норме. Понятно, что хочется больше, но и сами с усами, то есть битые, наученные выживать еще в девяностые… Театр благодарен Сергею Сметанюку за то, что в бытность главой города он помог с реконструкцией. Правда, в нынешнем здании “Ангажементу” становится тесновато, да и не здание это, а пристрой к общежитию, где случаются прорывы канализации со всеми вытекающими из нее жидкостями и запахами – вдыхай, зритель, аромат искусства… Кстати пришлась цитата из Коляды: “Да, мы занимаемся не в барском, не в царском с колоннами дворце, а здесь, в доме культуры ВОГ, то есть Всероссийского общества глухих”.
Окунев не жалуется. Он шутит. А в шутках, как все знают, без правды не обходится. Вместо сетований по поводу удаленного местоположения замечает жестко: “Окраин нет. Есть плохо или хорошо поставленное дело”. И есть заслуженная любовь публики к театру, который двадцать лет назад начинался без помещения и почти без труппы. Точнее не двадцать, а девятнадцать с маленьким хвостиком. Юбилей “Ангажемент” будет праздновать 7 января 2014 года. И к этому событию обязательно подготовит что-нибудь необычное. Для начала Леонид Григорьевич рассчитывает подыскать пьесу, в которой ему захотелось бы солировать. А дальше…
В труппе сейчас 25 человек, новички приходят каждый год, и репертуар в театре стараются подбирать так, чтобы каждый мог себя показать. Благо никто не сидит в уголке – все хотят играть. Так таланты и выявляются. К примеру, Юлия Шек в “Ангажементе” всего три года. И уже заняла свою нишу. После двух с половиной лет в Москве вернулась на родную сцену Екатерина Захарова… Или вот Денис Юдин, приехавший к нам из Самары десять лет назад. “Его эволюция происходит на моих глазах, – рассказывает Окунев. – Я видел, как он взрослел, превращался из совсем зеленого актера в актера опытного, с багажом. Можно сказать, сейчас Денис – ведущий актер театра “Ангажемент”. Кроме того, он закончил режиссерское отделение при Щукинском училище. И я думаю, из него может впоследствии получиться очень интересный режиссер”. В копилке наград Юдина есть уже и актерские, и режиссерские премии. Одна из последних – с февральского фестиваля “Театральная революция”, где “Ангажемент” выступил со спектаклем “Калигула”.
“Театральная революция” – фестиваль молодежных театров, в основном любительских. Но почему бы и профи не поучаствовать? “Иногда любительские коллективы могут дать профессионалам большую фору, – отмечает Окунев, вспоминая челябинский “Манекен” времен братьев Морозовых. – Это был, как сейчас бы сказали, крутой театр. Там были новые формы, новое видение”. О “Манекене” сегодняшнем, тоже, кстати, участнике “Революции”, он судить не берется – не видел. А сам “Ангажемент” примкнул к “революционерам” по приглашению Любови Лешуковой, директора фестиваля и руководителя театра “Мимикрия”. Когда-то ей довелось выходить на сцену “Ангажемента” вместе с Окуневым, а три месяца назад, уже в качестве хореографа, она приняла участие в постановке “Калигулы”.
Спектакль этот по пьесе Альбера Камю Леонид Григорьевич причисляет к классическому репертуару заодно с “Ромео и Джульеттой”. Все-таки Древний Рим… Что ж, классики в театре маловато. “Уже в труппе звучат разговоры: “А почему у нас нет Чехова? А почему нет Островского?” Наверное, скоро появятся, и это будет новый виток в развитии театра. Но чтобы ставить классику, нужно найти подходящего режиссера и адаптировать пьесу к сегодняшнему времени. Хрестоматийное прочтение тоже имеет ценность, но это не должен быть мертвый спектакль, он должен разговаривать с современным зрителем на понятном ему языке. Нельзя бездумно брать “Три сестры” или “Дядю Ваню”…
Но можно съездить на фестиваль “Театр. Чехов. Ялта” со спектаклем “Носферату” и завоевать Гран-при. А из Ялты попасть в Баку. “Мы гордимся тем, что “Ангажемент” – единственный в постперестроечное время российский театр, который играл на сцене Азербайджанского академического национального драматического театра”. Было это в июне прошлого года. Сейчас идут переговоры об ответных гастролях. И еще: зимой “Ангажемент” побывал в Новом Уренгое и Ноябрьске, в сентябре рассчитывает отправиться в Ханты-Мансийск.
А пока надо подготовить несколько премьер. В конце апреля азербайджанский режиссер, которого Окунев зовет попросту Михаилом Михайловичем, начнет работу над комедией классика национальной драматургии Ахундова. На днях приезжает Олеся Невмержицкая, известная тюменскому зрителю по спектаклю “Ночь Гельвера”. Основой ее будущей постановки с условным названием “Записки на сгущенке” станут “дневники нашей землячки семнадцати лет, медсестры из Ситниково”. По ходу дела дневники будут превращаться в инсценировку и тут же репетироваться. Еще поставят Виктора Розова…
Всех планов Леонид Григорьевич, само собой, не раскрывает. И об очередной работе в кино говорить пока не готов: “Мне нужно еще сценарий перечесть”. Кстати, в позапрошлом году вместе с ним в криминальном сериале “Важняк” Ильи Хотиненко снялась Юлия Шек. А теперь в Тюмень решил заглянуть кастинг-директор некоего маститого режиссера – имени Окунев не называет. “Раньше в Советском Союзе режиссеры, администраторы ездили по стране и смотрели актеров. Сейчас продюсер диктует – вот этот, этот и этот. Поднадоело уже мелькание одних и тех же лиц. А тут люди еще ни разу не снимались… Мне бы очень хотелось, чтобы ребятам повезло. Они достойны этого”.
Новые роли, новые спектакли, детская студия, кино, юбилеи… Театр развивается, меняется. Но одно должно остаться неизменным (на веки вечные, подчеркивает Леонид Григорьевич) – это память об основателе “Ангажемента”, запечатленная в названии: театр имени Виктора Сергеевича Загоруйко. Ну, а коль скоро на дворе праздник… “Многое хочется воплотить в жизнь, – продолжает Окунев. – Есть такая поговорка: “Как потопаешь, так и полопаешь”. Так что топать, и топать, и топать желаю я театру “Ангажемент” и его руководителю Окуневу Леониду Григорьевичу. Долгие-долгие годы”.