В стенах Тюменской академии культуры в Институте изобразительных искусств и музейных технологий развёрнута выставка работ художника-графика, члена Союза художников России, доцента кафедры живописи Александра Почежерцева.
Представленный на суд зрителя рисунок (как жанр) является, по сути, разновидностью уникальной графики. Автор творений объясняет: «Второй раз это уже не повторишь. На рисунке всё и держится, это скелет всего. Он есть основа основ, без него – никуда».
Почему же человек предпочитает рисовать карандашом? Изначально он получил «правильное» образование: пять лет учёбы в художественной школе в Нижневартовске, потом четыре года в Челябинском художественном училище у наставника-живописца, заслуженного художника СССР Алексея Михайловича Смирнова.
Однако два года спустя Александр Почежерцев поступил на отделение станковой графики и педагогики Красноярского художественного института, затем специализировался в офорте. В итоге самым близким, любимым и демократичным материалом стал карандаш. Оказалось, им можно делать очень живописные работы, используя фактуры, какие-то текстуры. В некоторых своих творениях он даже пытается делать некий «импрессионизм в карандаше». В руках мастера он тоже достаточно эмоционален.
Экспозиция охватывает почти пятнадцатилетний период деятельности художника. В основном работы знаковые, давшие толчок развитию его творчества. Ханты-мансийские зарисовки, например, отражают время, столкновение эпох и культур, когда идёт активное культивирование языческих (тотемных) мотивов, православной традиции и современных тенденций. Русская деревня, когда-то процветавшая, а в последние годы пришедшая в запустение, запечатлена в серии грустных зарисовок Александра Почежерцева, которые я про себя условно обозначил как уходящая натура (или уже ушедшая). Вот оставшиеся коротать здесь свои дни настоящие сибиряки – дед с бабкой (работа «Местные»), брошенные избы и раскуроченная техника – старенький, одухотворённый художником ЗИЛ да обессилевший гусеничный тракторишко (творения называются «Устал», «…И одна лошадиная сила»).
Стремление и умение точно передать в рисунке внутренний душевный импульс – это и есть честное служение искусству. Формула проста, незатейлива, она – кредо настоящего мастера. О графике Александра Почежерцева очень ёмко сказано одним из искусствоведов: «Схоластические сны, реальность вне быта, линии графитного вещества на чистом поле неизведанного. Смотришь на совокупность этих линий и понимаешь, что пустоты больше нет, но это и странно. Как если бы в голове зазвучала мелодия, которую раньше никогда не слышал, но при этом уверен, что всегда её знал. А может, это портал в прошлое или воспоминание о грядущем? Мысли всё время что-то додумывают. Как не хочется бытовухи, а именно вот этого наваждения! Как мираж он возникает посреди пустыни, но его не поймать. Остаётся только додумывать продолжение пьесы в свойственной твоему уму манере представлений о…».
Кстати, творения Почежерцева были представлены несколько лет назад на Днях славянской культуры в Италии, где их видели сам Тонино Гуэра и его русская жена Лора. Художнику запомнилась атмосфера очень большого тепла и благожелательности. Одну из понравившихся им работ тюменец подарил фонду великого итальянца…