Магия оживления

Профессия актера-кукольника во многом волшебная. Ведь он заставляет оживать на сцене разных сказочных персонажей, которые несут радость и первые уроки познания окружающего мира самому строгому зрителю – детям. Актер Тюменского театра кукол Антон Нестеренко в труппе с 2006 года и за это время уже успел завоевать уважение коллег и признание критиков. Он с легкостью работает с разными куклами и так же легко и обаятельно играет роли «живого плана». А недавно попробовал себя в качестве режиссера, поставив спектакль «Волк и семеро козлят». И этот опыт оказался очень удачным.

По традиции в Тюменском театре кукол пройдет Театральная неделя, и ее главным героем станет Антон.

С 21 марта (Международный день кукольника) по 27 марта (Международный день театра) покажут спектакли с участием Нестеренко и его режиссерский дебют. Зрители увидят «Приключения Алисы, или Тайна космического паука», «Африкана-на-на», «Малыш и Карлсон», «Легенда о Драконе», «Минута славы», а также драматическую постановку «Барышня-крестьянка». Накануне праздника я встретилась с Антоном для эксклюзивного интервью.

Антон, что изначально вас подвигло выбрать профессию актера-кукольника?

– Все произошло случайно. Я подавал заявление на драматического актера в Екатеринбургский театральный институт. Тогда курсы набирали три педагога, и среди них Надежда Холмогорова, мастер-кукольник. Я записался ко всем, и уже в ходе туров возникла симпатия именно к ней, появилась уверенность, что и в качестве кукловода мне будет хорошо. И я не ошибся.

Обычно актрисы рассказывают, что они играли в куклы с детства, и помнят их всех. А у вас с чего началась любовь к куклам?

– У меня были солдатики, у которых двигались ручки, крутилась голова. Мы вместе с папой собирали их из разных деталей. Хотя не думаю, что именно это послужило толчком. Любовь к профессии началась уже в процессе обучения.

Не пугала мысль, что придется играть для детей?

– Нет, я и сейчас этого не боюсь, к тому же мы не всегда работаем для детей, есть и взрослые спектакли.

Вы помните первую куклу, с которой работали или которая вызвала какой-то трепет?

– Если говорить о студенческих годах, то это был котенок – перчаточная кукла. Такой обаятельный, подвижный. когда я показал один из этюдов, и мастер меня похвалила, возникло ощущение, что я все делаю правильно. А так памятных кукол много, некоторых мы делали своими руками. Был очень образный клоун, состоящий из конусов, настольные лампы, которые трансформировались в людей. В театре первой куклой стал Поросенок в спектакле «Поющий поросенок».

Вы приехали в Тюмень по приглашению главного режиссера театра Сергея Грязнова. Как он вас отбирал?

– Он приезжал в Екатеринбург несколько раз, следил за нашим творчеством, потом пригласил несколько человек с курса посмотреть Тюменский театр.

Не страшно было переезжать в другой город, где никого не знали?

– Я уже один раз уехал из дома, когда поступил в институт. К тому же директор театра Василий Николаевич Пустыльников создал нам очень комфортные условия.

Ваша первая роль была «живым планом» и на вводе. Это сложно?

– Да, потому что тебе надо и не повториться, сохранив свою индивидуальность, и в то же время выполнить тот рисунок, который требует режиссер. Но я был молодой, никаких сверхзадач не ставил, во всем слушался режиссера. А получилась роль или нет, это надо спрашивать у коллег.

Вам больше нравится играть «живым планом» или за ширмой?

– Для меня это не принципиально. Есть такой стереотип, что кукольникам проще, когда их не видно, но это неправда. Мне нравится работать с куклами, к ним у меня особая любовь, там происходит магия оживления, и если есть на это отклик зрителей, то еще больше радости. Но и выходить лицом к лицу с залом я тоже люблю.

В вашем репертуаре есть чисто драматический спектакль «Барышня-крестьянка», где вы играете очень яркую роль. Нетрудно было оставаться совсем без кукол?

– Нет. Политика нашего театра, когда наравне с чисто кукольными спектаклями присутствуют костюмные и синтетические, где есть маски и «живой план», – правильная. Тут главное – соблюсти баланс, чтобы не было перекосов в ту или иную сторону. Мне кажется, в театре удалось найти золотую середину.

Вы человек музыкальный и на последнем конкурсе «Почти Belcanto» получили приз за исполнение песни «Мелодия». Не боялись сравнения с Магомаевым?

– Я никаких планок себе не ставил, понимая, что подражать Магомаеву глупо. Перед подготовкой к выступлению прослушал множество записей разных исполнителей этой песни и еще раз убедился, что Магомаев – гений. Но «Мелодия» настолько многогранная композиция, и я старался донести свои личные ощущения. Участие в этом конкурсе для меня не соревнование, я хотел попробовать что-то новое, хотя в институте даже побеждал в номинации «Эстрадный вокал».

Вы постоянно пробуете себя в чем-то новом. Поставили спектакль «Волк и семеро козлят», сделали к нему инсценировку.

– Я к этому долго шел и не могу сказать, что пришел. Пока себя режиссером не считаю, потому что это надо доказать. В течение всех этих лет в театре я наблюдал за Сергеем Грязновым, Натальей Явныч, другими приглашенными режиссерами. Видел, как это надо делать и как делать не надо. Опыт работы со студентами, постановка спектаклей для Благотворительного Фонда – все постепенно подвело меня к этому шагу. Василий Николаевич заметил мое стремление и дал возможность попробовать. Что касается инсценировки, то я не очень-то приветствую, когда режиссер сам для себя пишет, есть вероятность заблудиться. Перед постановкой я перечитал множество пьес «Волк и семеро козлят» и не нашел отражения своих мыслей. И тогда был вынужден написать сам.

Рефрен вашего спектакля : «Маму надо обязательно слушаться». это вы своему сыну адресовали?

– Конечно, пока ребенок маленький, он должен слушаться родителей. Этот спектакль во многом автобиографический, как бы странно ни звучало. Но некоторые моменты, фразы я взял у своих родителей, в основном у мамы. То, как меня воспитали, мне нравится, и я хотел это донести детям в зале.

048-6-2Сейчас вы готовите новый спектакль по Николаю Носову «Бобик в гостях у Барбоса». Он тоже чисто кукольный?

– Да, но там будет другая система кукол, мы постарались ее разнообразить. Носов – это очень хороший материал, и многие театры, в том числе и наш, к нему возвращаются.

Ваш сын растет за кулисами?

– Не совсем, он приходит в театр, выходит на сцену, но пока еще не настало время, чтобы он здесь был постоянно.

Понятно, он еще маленький, но вы бы хотели, чтобы он продолжил династию, ведь ваша супруга тоже актриса?

– Я думаю, он сам выберет, кем ему быть, как в свое время я. Мне повезло с родителями, они из обычной рабочей среды, но легко меня отпустили поступать в театральный. Если у сына будут способности, то почему бы и нет? Сейчас он активно их проявляет, постоянно кого-нибудь пародирует.


9614