ЕС посягнул на банковский депозит
Как показали события минувших выходных, европейский финансовый кризис пошатнул незыблемые банковские устои. Тихая финансовая гавань, долгие годы уютно укрывавшая капиталы держателей средств в банках Кипра, в одночасье превратилась в пиратскую бухту.
С пятницы на субботу, после десятичасовых переговоров, ЕС согласовал выделение Кипру 10 млрд евро из 17 млрд евро, необходимых экономике для ликвидации наиболее острых последствий экономического кризиса, или, попросту говоря, для предотвращения дефолта. Оставшиеся 7 млрд евро острову предлагается изыскать самостоятельно.
Поскольку источники средств у кипрских властей в настоящий момент жестко ограничены, они решились на отчаянный шаг: разовый сбор с владельцев банковских депозитов. Для вкладов размером менее 100 тыс. евро он должен был составить 6,75%, а свыше 100 тыс. евро – 9,9%. Эта мера коснется как резидентов, так и нерезидентов.
«Для европейцев, и для немцев в особенности, очень важно, чтобы русские тоже участвовали в спасении Кипра. Большая часть пакета помощи уйдет банкам. А во многих банках лежат деньги вкладчиков из России. В каком-то смысле ЕС спасает именно их, поэтому в Европе считают, что должна участвовать и российская сторона», – цитирует РБК Йорга Асмуссена, члена правления ЕЦБ.
Как заявил Йорг Асмуссен, суммы антикризисных сборов заморозят на счетах вкладчиков, после чего спишут в рамках программы реструктуризации финансовой системы страны. Это будет сделано для того, чтобы избежать массового оттока средств из кипрских банков с целью вывода их из-под разового налога.
Помимо этого, Кипру рекомендовано повысить налог на корпорации с 10% до 12,5% и ужесточить законодательство по борьбе с отмыванием денег, а также ввести новый налог на прибыль от процентов с банковских вкладов.
Таковы объявленные в субботу условия финансовой помощи Кипру со стороны Евросоюза, в случае приятия которых ЕС через тройку кредиторов (Международный валютный фонд, Еврокомиссия и Европейский центробанк) выделит Кипру 10 миллиардов евро из требуемых 17 миллиардов.
Российская сторона в лице президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева назвала условия грабительскими. Путин напомнил, что во время последнего кризиса многие его подталкивали к подобному шагу, но он на него не пошел и даже для себя не рассматривал, поскольку считает, что зыбкая банковская система для экономики убийственна.
Накануне международное рейтинговое агентство Moody’s в докладе «Российские банки: риски, связанные с операциями на Кипре, могут привести к определенным кредитным убыткам» предупреждало, что ухудшающаяся экономическая ситуация на острове грозит серьезными проблемами работающим там российским банкам и компаниям российского происхождения.
По мнению автора доклада вице-президента Moody’s Евгения Тарзиманова, первым и основным источником рисков для российских банков являются кредиты, выданные кипрским компаниям российского происхождения. По оценкам агентства, объем таких кредитов на конец прошлого года составил порядка $30–40 млрд, или 15–20% капитальной базы российских банков.
Вторым источником рисков для нас являются межбанковские и корпоративные депозиты в кипрских банках. Объем денежных средств российских банков, размещенных в кипрских банках (являющихся, преимущественно, дочерними компаниями российских) на конец 2012 года составлял около $12 млрд плюс около $1 млрд было инвестировано в капитал их дочерних банков и компаний на Кипре.
В случае дефолта кипрских банков, замораживания депозитов или использования корпоративных депозитов для распределения финансового бремени при спасении кипрских банков, российские компании-владельцы этих депозитов могут понести убытки либо потерять возможность возврата своих средств на родину. Что, в свою очередь, может привести к снижению способности этих компаний обслуживать свои долговые обязательства в России.
Третий источник рисков, по данным Moody’s, не так значителен, как два предыдущих, поскольку риски затрагивают ряд небольших российских дочерних банков кипрских финансовых институтов. Такие дочерние банки могут столкнуться с повышением кредитных рисков, репутационными потерями и оттоком депозитов.
Данные о масштабах происходящего можно почерпнуть из официальных данных.
В послании парламенту в декабре 2012 года президент Владимир Путин дал старт кампании деоффшоризации российской экономики, сообщив публике, что девять из десяти крупных сделок российских компаний заключены в зарубежных юрисдикциях.
Это не главный факт, описывающий отношения российского бизнеса со своей страной, продолжает Путин. По подсчетам исследовательской группы Tax Justice Network (TJN), из России в низконалоговые юрисдикции за 1990–2010 годы утекло $798 млрд.
До 25% российских компаний с годовой выручкой более 30 млрд рублей контролируются материнскими холдингами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, подсчитал Яков Миркин из Института мировой экономики и международных отношений РАН. По его же данным, материнскую структуру или центр консолидации прибыли в оффшорной юрисдикции имеет и каждая десятая российская компания с выручкой от 1 до 30 млрд рублей.
Точно оценить объем российского по происхождению капитала (то есть полученного от находящихся в России активов), работающего в иностранных юрисдикциях, почти невозможно. Это связано с широким распространением разветвленных схем владения российскими активами, когда конечные бенефициары спрятаны за оффшорными компаниями, а промежуточными владельцами являются фирмы из респектабельных юрисдикций с высоким страновым кредитным рейтингом. Но способ понять масштаб происходящего все-таки есть.
Пройдя через иностранные юрисдикции, российский (по происхождению) капитал (но уже иностранный по форме) возвращается на родину, прежде всего, в виде кредитов и займов, реже – прямых иностранных инвестиций. Это необходимо для того, чтобы предприятия, принадлежащие российским промышленникам, продолжали работать на родине и приносить прибыль, которая позже опять может быть выведена в оффшор.
По данным Центробанка, только за девять месяцев 2012 года оффшоры отправили в Россию почти $60 млрд. География источников кредитов и займов косвенно указывает на территории-лидеры по аккумулированию российского капитала. Именно эти данные положены в основу интерактивной карты Forbes (там есть все популярные оффшоры, а не только Кипр).
Однако возвратимся к Кипру, где дело осталось за малым – провести решение в парламенте.
«Парламент Кипра не поддержит закон о единовременном налоге на депозиты», – заявил президент страны Никос Анастасиадис в разговоре с представителями Евросоюза, передал греческий телеканал Mega со ссылкой на источники в окружении главы государства.
В субботу парламентарии не смогли принять законопроект, и заседание было перенесено на 18 марта. В выходные правительству не хватало всего одного голоса в парламенте. Коалиция из его правоцентристской партии ДИСИ и демократической ДИКО имеют 28 мест, а для принятия решения, по данным греческих СМИ, надо 29 голосов.
Депутаты должны были голосовать по законопроекту в воскресенье, потом голосование перенесли на понедельник, а в понедельник отложили до вторника.
В понедельник вечером Анастасиадис звонил заместителю председателя Еврокомиссии Олли Рену и соратнику канцлера Германии Ангелы Меркель – евродепутату Элмару Брокку.
– Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, которое одобрит соглашение, вы меня не слушали. Передайте привет госпоже Меркель! – сказал президент.
Парламентарии обсуждали, как защитить мелких вкладчиков. Сначала они допускали возможность изъять только 3,5% от вкладов меньше 100 000 евро. Компенсировать недостачу должны были владельцы более крупных счетов – по 9,9% те, у кого меньше 500 000 и 12,5–13% – владельцы более крупных сумм.
Потом Reuters сообщил, что власти Кипра могут вообще ввести нулевую ставку налога для владельцев небольших счетов, при этом какой именно счет считается небольшим, агентство не уточнило.
Помимо полного освобождения от налога вкладов до 100 тысяч евро, обсуждался как минимум еще один вариант. Предлагалось изменить величину единовременного налога на депозиты – брать с суммы до 100 тысяч евро взнос в размере 3%, с сумм от 100 тысяч до 500 тысяч евро – 10%, с сумм более 500 тысяч евро – 15%, сообщали источники France-Presse.
В 22.10 по Москве парламент Кипра отклонил законопроект – «за» не голосовала даже правящая партия, спикер Яннакис Омиру призвал парламентариев голосовать против предлагаемого пакета мер, поскольку «если налог будет введен, то на Кипре не останется ни одного иностранного инвестора», заявил он.
Предполагается, что в новой версии закон и альтернативы ему будут рассматриваться в четверг, 21 марта. По сообщениям государственного телеканала CyBC, у правительства Кипра имеется некий «альтернативный план».
Так, по сообщениям некоторых источников, предлагается национализация фондов соцстрахования и создание госфонда, который предоставит гарантии «пострадавшим секторам экономики», в свою очередь вкладчиками фонда должны стать Европейский механизм стабильности (ESM) и российское правительство.
Ожидается, что президент Кипра Никос Анастасиадис проведет дополнительные переговоры с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель по этому вопросу (19 марта состоялось два раунда телефонных переговоров на этот счет).
В свою очередь Владимир Путин заявил, что будет обсуждать по телефону ситуацию с господином Анастасиадисом.
Министр финансов Кипра Михалис Саррис, под опровергнутые слухи о его отставке (Саррис публично заявляет о негативном личном отношении к согласованным с международными кредиторами мерам экономии), вечером 19 марта прилетел в Москву на переговоры. Об итогах будем судить по лентам новостей.
Главным же итогом нынешней истории с Кипром, скорее всего, станет крах его репутации оффшорного и налогового рая. Более того, вполне возможно, что с этого начнется повсеместный закат оффшорной системы как экономического института.
Пример Кипра показал, что подобные ему «райские места» не в состоянии гарантировать сохранность средств и активов даже в тех случаях, когда под ударом оказываются экономики государств, живущих за счет оффшоров.