Новый проект – в подарок

В Тюменском технопарке состоялся семинар для представителей вузовской науки и руководителей крупнейших предприятий Урала и Западной Сибири.

Еще в 2010 году государство озаботилось кооперацией вузов и предприятий реального сектора экономики, имеющих проекты по созданию эффективных высокотехнологичных производств. По постановлению Правительства РФ с 2010 года в стране проводится конкурс на выделение предприятиям субсидий. Предприятие может привлечь для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ тот или иной вуз, оплатить работу, а Министерство образования и науки обязуется эти затраты компенсировать. Таким образом, предприятие получает новый для себя проект практически бесплатно.

О процедуре выделения субсидий и подготовке необходимой документации для участия в конкурсе участникам собрания рассказали московские гости: ведущий инженер компании «Консалт-Траст» Анна Маркова и руководитель работ по мониторингу реализуемых проектов Алексей Кондратьев.

По словам Кондратьева, объявленный конкурс показал свою успешность и результативность, и появилось решение продлить его до 2015 года. В первые два года на конкурс поступило 850 заявок. Порядка 115 предприятий были названы его победителями. При этом успешного завершения достигли 93 проекта. На выделение предприятиям субсидий в предстоящие три года бюджетом предусмотрена немалая сумма – порядка 18 млрд рублей. И за эти деньги, безусловно, стоит побороться.

Организатором семинара выступил Тюменский государственный нефтегазовый университет.

– Для участников семинара мы решили провести ряд экскурсий, – сообщил член Ученого совета вуза, директор Института промышленных технологий и инжиниринга ТюмГНГУ Владимир Долгушин. – Кого-то заинтересовал вузовский экспериментальный завод буровой техники, кого-то учебно-научный лабораторный комплекс Института геологии и нефтегазодобычи. Многие выразили желание посмотреть наш научно-исследовательский проектно-изыскательский институт «Нефтегазпроект», который мы создали в 2011 году. Структура для вуза непрофильная. Наш профиль – это обучение и наука. А здесь создан полноценный научный институт, где в профильных отделах трудятся 170 специалистов. Они могут заниматься разработкой проектов по бурению, по обустройству месторождений, начиная от общественных слушаний по определению территорий бурения до сдачи документов в Главгосэкспертизу и получения положительного заключения. То есть институт выполняет полный цикл работ. Многие вузы пытаются создать аналогичные структуры, но там много подводных камней, начиная от получения необходимых лицензий до выплаты налога на прибыль. И наши коллеги хотят посмотреть, как мы решали эти вопросы, как начали получать заказы на выполнение тех или иных проектов. Ситуация везде своя. В Ухтинском нефтяном университете, например, заказов побольше, чем у нас. Но там тоже есть свои проблемы. Объемы-то есть, а специалистов не хватает. Поэтому часть работ они передают нам на субподряд. Когда проректор посмотрел наш НИПИ «Нефтегазпроект» и увидел полноценное работоспособное подразделение, он так и сказал: «Часть работ мы бы с удовольствием передали вам на субподряд».

Владимир Вениаминович, в случае успешного участия вуза в конкурсе какие перспективы его ожидают?

– У нас для участия в конкурсе подготовлены два проекта, один вместе с заводом буровой техники, второй – по переработке нефти. Тот, кто возьмется за их реализацию, получит результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Понесенные затраты предприятию компенсирует Министерство образования и науки. А для нас это будет интересная работа, причем сроком года на три. За счет полученных средств мы оборудуем соответствующие лаборатории, поддержим научно-педагогических работников. Проект сроком на три года может стоить до 300 миллионов рублей. Два проекта – 600 миллионов. Хотя опыт показывает, что вузы, подав заявку на несколько проектов, выигрывают лишь единожды. Рассчитываем, что хотя бы один наш проект получит финансирование. К весне итоги конкурса будут подведены.

Какой проект, на ваш взгляд, имеет наибольшие шансы победить в конкурсе?

– Мы ориентируемся на винтовые забойные двигатели и комплекты по их ремонту. Сегодня на рынке засилье китайских моделей. Производители заявляют, что срок службы их двигателей 600 часов, но в реальности они выдерживают только 100. А что такое 100 часов? Одним долотом можно пробурить три скважины. Но лимитирует этот процесс винтовой забойный двигатель. Скорость проходки от 20 до 50 метров в час. Если 20 метров умножить на 100 часов – получится два километра. Далее нужно вытаскивать и менять турбобур. А что значит раскрутить 2 километра труб? Это время. Поэтому если бы винтовой забойный двигатель работал не меньше, чем долото, это был бы оптимальный вариант. Китайский двигатель стоит 700 тысяч рублей. Если бы мы наладили изготовление своих более качественных забойных двигателей по цене 500 тысяч рублей, то для буровых предприятий это была бы прямая выгода. Опытный образец уже почти готов. В год мы планируем выпускать не менее 50 винтовых забойных двигателей, а в перспективе – и все 250.


9260