Дмитрий Медведев представил планы правительства
На прошлой неделе в Кремле премьер-министр Дмитрий Медведев представил Президенту Владимиру Путину «Основные направления деятельности правительства» до 2018 года (ОНДП).
Основная задача – несмотря на все кризисные сложности, обеспечить гражданам повышение качества жизни, добившись ежегодного роста экономики на уровне пяти процентов. Локомотивом этого роста должны стать не нефтяные доходы и потребительский спрос, как раньше, а радикальное повышение эффективности и производительности труда.
Иными словами, власти собираются за пять лет сделать то, что не удавалось за все предыдущие годы.
Доклад был озвучен на расширенном заседании правительства в Кремле, правительство было расширено за счет членов президиума Госсовета.
В истории современной России «Основные направления деятельности правительства» готовились дважды. Доклады направлялись главе государства в рабочем порядке.
Традицию подготовки ОНДП в 2004 году начал премьер-министр Михаил Фрадков, который на обычном заседании правительства, в узком кругу, обобщил свои планы по работе Кабинета министров до 2008 года. Фрадков в 2004 году указывал на недопустимость 5-процентного роста экономики и требовал от правительства добиться 7–8-процентного роста ВВП в год.
Михаил Фрадков получил свои проценты, но о проделанной работе не отчитывался: не доработал до конца срока ОНДП три месяца, освободив «политическую поляну», на которой разворачивалась президентская операция «преемник».
В следующий раз ОНДП были подготовлены в недрах Белого дома в середине 2008 года для премьер-министра Владимира Путина. На заседании правительства в Белом доме их представлял нынешний глава Мин-экономики Андрей Белоусов – тогда директор департамента экономики и финансов в аппарате правительства.
Выполнить план не удалось: через месяц после его публикации начался мировой финансовый кризис, про ОНДП забыли, сосредоточившись на разработке антикризисных мер.
– Очевидно, что возврат к предкризисной модели роста невозможен, это касается и России, и мира в целом, – открывая совещание, предварил обсуждение программы Владимир Путин.
Президент не стал вдаваться в разъяснения, поскольку и само правительство, и большинство экспертов говорят об этом практически одними словами, отмечают «Московские новости».
В нулевые годы рост российской экономики обеспечивали высокие нефтегазовые цены, доступные деньги на мировом рынке и растущий потребительский спрос. Зарплата росла в 2–3 раза быстрее производительности труда. Цены на нефть с конца 90-х годов выросли более чем в десять раз, а нефтегазовые поступления обеспечивали минимум половину доходов российского бюджета. В результате Россия демонстрировала рост ВВП в среднем более 7% в год.
Экономический кризис сдул потребительский пузырь и вместе с развитием технологий добычи сланцевого газа и нефти создал угрозу для российского нефтегазового экспорта. Если в докризисные годы этот экспорт рос на 3-6% в год, то теперь способен упасть в лучшем случае до 1%, есть прогнозы и похуже.
В итоге, поясняет один из разработчиков программы, глава МЭР Андрей Белоусов, из прежнего 7-процентного роста теперь 2% теряется из-за снижения экспорта и 3% – из-за сокращения роста потребления. А если учесть и снижение темпов инвестиций, и нарастающую конкуренцию с импортом, то от роста может вообще мало что остаться, если не предпринять радикальной перестройки модели развития.
«Мы подошли к моменту, когда действительно необходима модернизация, а эта модернизация стоит достаточно больших денег», – заключает Белоусов. Больших денег требует и идущая модернизация армии с ее перевооружением, что, по словам министра, «также является крайне дорогим и капиталоемким способом развития».
Все эти расходы государства уже невозможно профинансировать за счет не нефтяных доходов. Их сейчас на 10% меньше, чем необходимых расходов. А нефтегазовые деньги, по крайней мере – частично, приходится накапливать в Резервном фонде в качестве страховки от будущих кризисов.
Рецепт один – повышение производительности труда и эффективности экономики в целом.
В том или ином виде этот рецепт присутствовал во всех правительственных программах. Производительность труда, конечно, росла и раньше, но очень медленно. Теперь же требуется до 2018 года её повысить в 1,5 раза.
Для этого предлагаются технологическое обновление производства, создание новых производств, в том числе в рамках развития юга страны и Дальнего Востока. В общем, как говорится в программе, необходимо «резкое усиление инновационной составляющей экономического развития» (в том числе необходимо создать 25 миллионов новых квалифицированных рабочих мест).
– Если мы хотим быть конкурентоспособными, успешно решать социальные задачи, экономика России должна развиваться более быстрыми темпами, чем мировая, – продолжил совещание Путин. – Вместе с тем в последние два квартала наблюдается замедление роста отечественной экономики. Так, темпы роста промышленного производства в последние месяцы упали ниже двух процентов. Одновременно снизился приток инвестиций в основной капитал.
Президент призвал ускорить темпы роста ВВП.
– Ближайшие пять лет станут критически важными для России, – согласившись с президентом, что стране крайне важен экономический рост, сказал премьер-министр Дмитрий Медведев. – Убежден, что на этот запрос можно ответить лишь на основе устойчивого экономического роста, о чем только что говорил президент. Такой рост должен быть не менее пяти процентов в год. Да, это очень амбициозная, крайне сложная задача, но она не невыполнима.
В решении этой задачи, предполагают власти, будут участвовать и частные инвесторы, и государство.
– По оценкам экспертов, Россия входит в пятерку стран, потенциально наиболее привлекательных для капиталовложений. Наша задача – превратить этот потенциал в реальный приток инвестиций, в создание новых рабочих мест. Приток инвестиций должен увеличиться к 2018 году вдвое – до 27% ВВП.
В ближайшие пять лет, по словам Медведева, появится новый «посткризисный мир», в котором будут новые «технологические и социальные альянсы и приоритеты, экономические и валютные конфигурации».
– Правительственным командам предстоит принимать стратегические, иногда болезненные решения и трансформировать вызовы в новые возможности и источники стабильного развития, – пояснил глава правительства.
При этом премьер подчеркнул, что основные риски для России – внутренние, а не внешние.
– Речь идет о сокращении трудоспособного населения, невысоком качестве госуправления, далеком от идеала инвестиционном климате, замедлении темпов роста внутреннего потребления, необходимости проведения бюджетной консолидации, – перечислил Медведев главные проблемы.
После этого премьер перешел к конкретным задачам. В частности, он призвал увеличить в 1,5 раза к 2018 году экспорт высоких технологий. Для этого нужно создать комфортные условия для исследователей, а также разработать систему поддержки инновационных проектов.
– Ученые должны чувствовать себя востребованными, – подчеркнул премьер.
Правительство также обещает создать не менее 30 промышленных парков и технопарков.
В образовании российских школьников, считает Медведев, необходимо сделать упор на естественнонаучные дисциплины, а также литературу и иностранные языки.
Говоря о социальных вопросах, глава правительства потребовал увеличить объем строительства жилья до 100 миллионов квадратных метров ежегодно, что на 2/3 больше, чем сейчас.
– Нужно строить намного больше, чтобы жилье стало доступным. Около 100 миллионов квадратных метров ежегодно, при этом цена квадратного метра должна быть снижена, – заявил премьер.
Добиться удешевления, полагает Медведев, можно за счет упрощения бюрократических процедур, возведения жилья эконом-класса, удешевления земли, предназначенной для строительства.
– Это не только шанс решить жилищные вопросы России, но и тем самым простимулировать темпы экономического роста в нашей стране, – заключил премьер.
Глава правительства заверил, что власти продолжат развитие транспортной инфраструктуры.
– Недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры не только сдерживает темпы экономического роста, но и отрицательно влияет на социальную мобильность. Нам предстоит повысить качество и доступность транспортных услуг, увеличить показатель транспортной подвижности населения к 2018 году до 40%, а объем экспорта транспортных услуг – в 1,8 раза, – поставил задачи глава правительства.
Доклад Дмитрия Медведева о направлениях деятельности был насыщен целевыми показателями, которые правительство должно достичь к далекому 2018 году. Было объявлено об увеличении неэнергетического экспорта в 1,5 раза, о среднегодовом темпе роста сельхозпродукции не менее чем на 2,5%, о росте пенсий в реальном выражении к 2018 году на 20-28% по сравнению с 2012 годом. Остальные цифры назывались и ранее.
О тактике реализации этой стратегии, по которой в правительстве и Кремле уже давно идет острая дискуссия, Дмитрий Медведев в своей речи не вспоминал. Он лишь повторил целевой ориентир: «Рост должен быть не менее 5% в год».
У остальных было о чем поспорить по способам достижения больших целей, но этим правом никто не воспользовался, отмечает «Коммерсант».
Глава Минэкономики Андрей Белоусов, накануне жестко объявивший о возможности обеспечить рост, сосредоточившись на развитии транспортной инфраструктуры за счет половины всех нефтегазовых доходов, объединенных в Фонде развития, мягко просил строить дороги.
Министр финансов Антон Силуанов, отстаивающий альтернативный инструмент развития, Росфинагентство, призывал к умеренной денежно-кредитной политике.
Поддержавший главу Минфина председатель ЦБ Сергей Игнатьев оказался немногословен: ЦБ, «если будет выполняться та политика, которая сейчас заявлена, не подведет».