“История денег – история цивилизации”, – так хранитель коллекции нумизматики Владимир Карпухин начал свой рассказ о выставке «Все куплю», – сказало злато», разместившейся в музее-усадьбе купцов Колокольниковых. Нельзя объять необъятное, поэтому сотрудники музейного комплекса ограничились демонстрацией металлических монет. Бумажные деньги – это другая история…
Показ всего нумизматического собрания целиком – событие редкое, но масштабным его не назовешь. Коллекция миниатюрных экспонатов помещается в единственном зале на втором этаже Торгового дома Колокольниковых. Хватило места и для альтернативных платежных средств – раковин каури, кусочков руды, слитков, пряслиц и, само собой, пушнины. Любопытно, что на Руси связки шкурок с княжеской печатью, даже изношенные, вытертые, утратившие товарную ценность, сохраняли свой “номинал” и без труда обменивались на звонкое иноземное серебро.
Но главная героиня экспозиции все-таки монета. Самой первой, отчеканенной в малоазиатской Лидии без малого 2800 лет назад, у нас, конечно, нет. Зато имеется литая монетка IV века до н.э. в виде дельфина – одного из главных символов Ольвии, греческого города в Северном Причерноморье. Рядом медный статер, украшенный уже двумя символами – дельфином и орлом, монеты Боспорского царства со столицей в Пантикапее, а также знаменитая лепта – самая мелкая греческая монета.
С римских монет первых веков нашей эры смотрит легендарная капитолийская волчица. А благодаря портретам на оборотной стороне каждый житель Рима знал в лицо своих императоров. Можно даже проследить, как это лицо менялось с возрастом, – хотя бы на примере пяти монет императора Константина, основателя столицы Восточной Римской империи. Особое явление – варварские монеты, изготовленные в подражание римским. Значки на них порой не имели смысла и лишь смутно напоминали свои прототипы – голову императора, фигурку так называемого “идущего Марса”.
Государство, которое историки нарекли Византией, говорило на греческом языке, но продолжало римские традиции. Владимир Карпухин с удовольствием рассказывает о самых знаменитых византийских императорах. В том числе о Василии I Македонянине. Будущий основатель династии, родом из крестьян, по легенде, снискал расположение тогдашнего императора Михаила тем, что на пиру бросил на лопатки хвастливого иноземца. На его монете изображен “голгофский крест – крест наместника Азии”. В XII веке в результате переворота пришел к власти Алексей I, давший начало последней византийской династии Комнинов. Его монета получила название скифа, что по-гречески значит “лодочка”, поскольку она была не плоской, а выпукло-вогнутой. На выпуклой стороне помещалось изображение Иисуса Христа, на вогнутой – императора…
Монеты Древней Персии – отражение совершенно иного типа культуры. Какое бы имя ни носил правитель, лицо на монетах всегда одно и то же. Царь или шах почитался не человеком, а символом. Небольшие изменения дозволялись разве что в головном уборе… Персы были зороастрийцами, на их монетах пылал жертвенник огня, подле которого, поддерживая священное пламя, стояли шахиншах и бог Ахурамазда.
Монеты Золотой Орды за двухвековую историю этого государства эволюционировали от кругляшков без изображения до образцовых денежных знаков. На медных монетах хана Узбека, “при котором Золотая Орда была на вершине своего могущества”, виден барс под лучами солнца. Но самой интригующей оказалась монетка с двуглавым орлом. Этот символ пришел в Россию вовсе не из Византии, как принято считать, а из Золотой Орды, перенявшей его, в свою очередь, у австрийских эрцгерцогов. Именно на австрийских монетах впервые в истории появился двуглавый орел, отмечает Карпухин.
Дальше – сплошная экзотика. Китайские литые монеты с дырочкой посередине, вьетнамская монета первой половины XX века, монеты Монгольской Республики, монета султаната Занзибар, ныне не существующего, колониальные монеты Индии и Египта…
Наконец, европейские монеты последних столетий: польский полуторагрошевик, золотой дукат из Нидерландов, английские и немецкие монеты, австрийские талеры разного достоинства, в том числе талер императрицы Марии Терезии, который в знак уважения продолжали чеканить и после ее смерти – вплоть до середины XX века.
В России единую монету ввели в XVI столетии при Елене Глинской, матери малолетнего Ивана IV, тогда еще не Грозного. До Петра I самой крупной монетой была копейка. Чеканились также половина копейки, называемой деньгой, и четверть копейки – полушка. Вот с этих первых общероссийских денег и начинается раздел отечественной нумизматики. Любопытна квадратная медная монета Екатерины I. Подобные были в ходу в Швеции. А в России эксперимент с квадратными медяками продлился всего два года – с 1728-го по 1729-й. Николаевская “копейка серебром” напоминает о денежной реформе, принудительно уравнявшей в цене медные и серебряные монеты одного номинала.
На территории Сибирской губернии обращались особые сибирские монеты. По размеру они заметно меньше общероссийских. Считалось, что в медной руде, которая шла на их изготовление, якобы присутствовала маленькая примесь серебра… “Правда, известный советский нумизмат Василий Узденников установил, что в девяноста процентах сибирских монет серебра не содержится, – рассказывает Карпухин. – Видимо, была какая-то местная афера, серебро выкачали, в столицу не сообщили, а чеканили монету из обычной меди”.
Завершают экспозицию так называемые “мордовки” – псевдомонеты поволжских народов, изготовлявшиеся по образу русской копейки, советский золотой червонец, шуточная “пугачевская” монетка с надписью “Белый царь Петр III Федорович”, жетоны из тюменских гастрономов и штемпели фальшивомонетчиков.