Теоретик славянофильства

Иван Васильевич Киреевский родился в Москве 20 марта 1806 г. в старинной русской семье помещика-дворянина. В детстве он обратил на себя внимание окружающих своей увлеченностью разными занятиями. Семилетним ребенком блестяще играл в шахматы. В двенадцатилетнем возрасте Иван в совершенстве знал немецкий и французский языки, позднее овладел латинским и греческим, чтобы в подлиннике читать сочинения Отцов Церкви.

Большое влияние на братьев Ивана и Петра оказала мать Авдотья Петровна (отец рано умер), племянница великого поэта В. Жуковского, одна из образованнейших женщин России. В ее салоне собирались интеллектуалы тогдашней Москвы. Будущий философ получил прекрасное домашнее образование, он рано проявил литературные способности, о чем свидетельствует В. Жуковский: «Иван, слог твой мне нравится. Знаешь ли у кого ты выучился писать? У твоей матери. Я не знаю никого, кто бы писал лучше ее…».

Почти все лидеры славянофильского движения первого поколения были участниками «Общества любомудров». Они серьезно готовили себя к служению России, изучали труды классиков немецкой философии. Любовь к философии составляла главную творческую страсть И. Киреевского. Он обладал тонкой философской культурой, глубиной мысли, писательским даром. Жизнь будущего философа складывалась таким образом, что занятия наукой стали главной его целью. В 1830 году он специально посетил Германию, чтобы прослушать лекционные курсы Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга. Киреевский общался на равных с великими немецкими учеными, но особенно ему нравились лекции Шеллинга, перед которым он преклонялся. В статье «О новых началах…» Киреевский пишет: «Шеллинг по своей врожденной гениальности и по необычайному развитию философского глубокомыслия принадлежит к числу существ, которые рожаются не веками, а тысячелетиями».

Заграничные путешествия укрепили русского мыслителя в думе о раздробленности духовного мира людей разных сословий, разных вероисповеданий. Он осознал, в каком нравственном и интеллектуальном состоянии находятся Россия и европейская цивилизация. И, вернувшись на родину, приступил к изданию собственного журнала «Европеец», содержательная концепция которого была связана с тем, чтобы знакомить читателей с наукой и словесностью Запада.

Название журнала давало читателям повод думать, что его редактор – прозападной ориентации, однако при чтении статей выяснялось, авторы – глубоко верующие люди, православные, патриоты России. Журнал «Европеец» был запрещен после выхода второго номера из-за статьи Киреевского «Девятнадцатый век». Император Николай I после прочтения статьи посчитал, что основная линия автора – требование конституционного правительства. Запрещение журнала, угроза высылки из столицы и вероятность быть посаженным в тюрьму наложили особый отпечаток на мыслителя. Один из самых одаренных философов на десять лет замолчал, так как его статьи не печатали, а если и публиковали, то журналы закрывали. Идеологический противник Киреевского западник А. Герцен писал в это время в своем дневнике: «Что за прекрасная, сильная личность Ивана Киреевского, сколько погибло в нем и притом развитого. Он сломался, как может сломаться дуб. Он чахнет, борьба в нем продолжается глухо и подрывает его». Надо признать, Герцен ошибся: творческая работа не угасала у философа до самой его смерти.

И. Киреевский женился в 1834 году на духовной дочери преподобного Серафима Саровского, Наталье Петровне Арбениной. По отзывам современников, жена была глубоко религиозным человеком и очень начитанной. Видимо, она подвигла мужа серьезно заняться историей религий, сблизиться со старцами Оптиной пустыни. И мыслитель погрузился в изучение религиозных трактатов, проявил интерес к Святым Отцам Церкви. Принимал участие в издании их творений. Статья Киреевского «О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России» в «Московском сборнике» вызвала огромный интерес у общественности. В этой статье ученый выступил с развернутой программой славянофильской философии. В это время он писал своему другу, редактору журнала «Русская беседа» А. Кошелеву: «Пора России сказать свое слово в философии». Правительство объявило статью «неблагонадежной», и сборник прекратил свое существование.

Мечта Киреевского о создании русской, религиозной, самобытной философии не покидала его на протяжении всей жизни. «Нам необходима философия – все развитие ума ее требует. Святые Отцы не увлекались односторонностью силлогистических построений, держались постоянно той полноты и цельности умозрения, которые составляют отличительный признак христианского любомудрия», – замечал он. Однако понимал, что возобновить философию Святых Отцов в прежнем виде невозможно, ибо «любомудрие Святых Отцов» представляет зародыш будущей философии, нуждающейся в развитии. Он грезил о создании новой науки мышления, основанной на божественном фундаменте. Философ считал, что русская культура должна пройти оцерковление, христианизация ее выявит цельность человеческого духа, свободного от отвлеченного рационализма и от романтической экзальтации. Киреевский был противником западных ценностей и был уверен, что рационализм и индивидуализм являются врагами целостной истины. Ученый рационализму противопоставлял веру, а романтической экзальтации – духовную трезвость, цельность. Ведь нравственное, духовное развитие, полагал он, поднимает человека до уровня «духовного зрения», без которого невозможно «обнять» божественную истину. Философия, по мнению мыслителя, пронизывает все гуманитарные науки.

Философская статья «О возможности и необходимости новых начал в философии», опубликованная в журнале «Русская беседа» Киреевским в 1856 г., оказалась последней. Как и все предыдущие статьи, она была «неблагонадежной». В ней он проанализировал историю развития философской мысли, сформулировал программу развития русской философии, основанной на христианском мировоззрении. Именно создание национальной русской философии на основе православия было главной задачей его творчества. Многие русские философы шли по пути, указанному Киреевским, и прежде всего Вл. Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и другие.

В советский период были изданы избранные статьи И. Киреевского (издательство «Современник» М., 1984 год). Эта книга поражает разнообразием тем, над которыми размышлял мыслитель. У него осталось много незаконченных статей, повестей, романов. Философ скончался от холеры в расцвете творческих сил в 1856 году. Прах его покоится в Оптиной пустыни. Николай Гумилев о таких людях писал в свое время:

Благородное сердце твое –
Словно герб отошедших времен.
Освещается им бытие
Всех земных, всех бескрылых племен.


9203