В ООО ПК «Молоко» Нижнетавдинского района реализуется мясной проект
8–9 марта на Тюменском ипподроме пройдет ярмарка «Мясной базар». Этот праздник проводится с целью увеличения потребления отечественной продукции, укрепления положительного образа Тюменской области как динамично развивающегося региона России. В гастрономическом фестивале примут участие ведущие товаропроизводители региона.
– Нас пока на ярмарку не приглашают, – говорит технолог мясопереработки Ирина Кочергина. – Мы начинающие. О нас многие в области еще не знают. Но уже в нынешнем году громко заявим о себе.
В марте в селе Киндер в просторном здании бывших машинно-тракторных мастерских откроется большой убойный цех с современным оборудованием. После чего объемы и глубина переработки сырья значительно возрастут. Большая часть мяса и изделий из него будет производиться по мусульманской традиции «халяль». Для ритуального забоя закупили специальные польские боксы.
Производство мяса в ООО ПК «Молоко» стало для меня новостью. Хотя приходилось в последнее время слышать о том, что это общество с ограниченной ответственностью намеревается создать мясную компанию. Оказалось, что у молочников слова не расходятся с делом. Они уже второй год постепенно, начиная с малого, набираются опыта по откорму скота и переработке мяса. То есть не очертя голову берутся за новое дело.
На Нижнетавдинской ферме, которая переоборудована под откормочную площадку, меня удивили технологией, вывезенной руководителями ПК «Молоко» из Америки. Большое стадо бычков находилось в загоне, в котором не было никаких строений, кроме искусственно насыпанных специально подобранным грунтом (который не впитывает воду) курганов.
– И это что: круглые сутки животные на холоде, под открытым небом?
– Мороз для них даже лучше, – говорит заведующий фермой Риваль Каримов, – больше двигаются, больше едят… На курганы укладываем подстилку – быки там, на чистом месте, греются и отдыхают. В поилках у них всегда теплая вода, на кормовом столе в достатке кукурузный силос с высоким содержанием сухого вещества и обменной энергии, качественный сенаж, концентраты, обогащенные белково-витаминно-минеральными добавками. Среднесуточные привесы в январе составили 760 граммов, что совсем неплохо для малозатратных технологий.
Однако не всех животных ставят в загон под открытым небом. Нежных десятидневных бычков голштинской породы с молочного комплекса до достижения трехмесячного возраста размещают сначала в бывшем коровнике. Затем в другом помещении откармливают до 200 килограммов. И лишь потом они обживают курганы. Окончательный интенсивный откорм уже на привязи после достижения быками веса в 4 центнера проводится также в помещении. В общей сложности сегодня на площадках фермы находится 1100 голов.
Позднее, когда введут в строй основную откормочную площадку с перспективой на 10 тысяч животных в деревне Байкал, здесь, в Нижней Тавде, планируют разместить три тысячи молодняка молочных пород.
– Есть у нас планы закупить в этом году, – рассказывает заместитель директора ПК «Молоко» Руслан Ахтариев, – полторы тысячи животных для маточного стада мясных пород, предположительно ангусс-бердинов или герефордов, которых разместим уже в деревне Петрунькиной.
Большой цех машинно-тракторных мастерских в Киндере встретил строительным гулом.
– Идет облицовка стен плиткой, устройство полов и канализации, – вводит в курс старший мастер Иван Федоров. – До нас здесь отметились трудоемким и сложным монтажом убойной линии московские шеф-монтажники. Масштабы, конечно, впечатляют. Есть здесь место и для промышленных холодильников, помещение для ветлаборатории готово. На очереди – сооружение участков для первичной переработки шкур, кишок… ПК «Молоко» серьезные планы: цех рассчитан на годовую производительность две тысячи тонн говядины в убойном весе.
В цехе по изготовлению полуфабрикатов, находящемся за стеной убойного, встречает бригадир Тамара Савко. Она и обвальщицы Валентина Набеева, Татьяна Перевезник и Ирина Калашникова трудятся здесь второй год.
– Выпускаем вырезку, котлеты, шницели, биточки, пельмени (стряпают в соседнем цехе), фарш котлетный и говяжий… – бригадир показывает полуфабрикаты в подложке.
– А чем отличается котлетный от говяжьего? – спрашиваю Тамару Васильевну.
Объясняет, мол, в первый входят все составные для котлет. Можно хозяйкам ни о яицах, ни о специях не заботиться. Лепи себе да клади на сковородку. Савко до мясопереработки работала в Нижней Тавде продавцом в продуктовом отделе и в качестве довольно хорошо разбирается.
у мяса молодых и хорошо откормленных бычков здоровый цвет и запах приятный, – просвещает она. – Сегодня мы его переработаем, а завтра уже поступит в продажу в охлажденном и замороженном виде. А какой воздух в нашем цехе? От свежего мяса не бывает тяжелого запаха.
Переработчицы приезжают из Нижней Тавды, где нет рабочих мест. В первое время женщин обучала Валентина Набеева, которая еще в 1975 году окончила в Тюмени профессионально-техническое училище по профилю мясопереработки. Приобрела опыт на предприятиях Нижнетавдинского района, но цеха переработки в них со временем закрывались.
– Здесь задержусь надолго, – заверяет Валентина Николаевна, – интересно посмотреть на реализацию масштабного проекта. Хотелось бы поработать с мраморным мясом…
Перед отъездом зашел и к механику Киндерского отделения Фуату Нугманову. Это его машинно-тракторные мастерские под перерабатывающий заводик переоборудовали. Как без них сейчас механизаторы обходятся?
– В Нижней Тавде условия для ремонта получше, – заверяет Фуат Анварович. – Там все и специалисты, и теплые помещения… Так что потерь не ощущаем и претензий не имеем.
Ирина Кочергина, технолог мясопереработки ООО ПК «Молоко»:
– Сибирякам без мяса обходиться нельзя. А селянам в особенности. Крестьянский труд тяжелый. Мясная пища особенно важна также для детей и подростков, которые интенсивно растут. Перекос в потреблении в сторону углеводов имеет разрушительные последствия для здоровья. В больших объемах углеводная пища подобна «взрыву бомбы», который бьет по всем органам. Отсюда и болезни, и преждевременная старость. Мясо же является одним из главных строительных материалов для иммунной системы, источником животных белков, которые содержат незаменимые аминокислоты. Если человек не ест мяса, то велик риск развития у него железодефицитной анемии… Производимая нами говядина и продукты из нее являются не только экологически чистыми, но и высококачественными – сырье получаем только от бычков с собственной откормочной площадки. Есть еще одно достоинство – большая часть скота будет забиваться по мусульманской традиции «халяль». Меня как специалиста привлекает в ней следующий момент: туша освобождается от адреналина и других нежелательных веществ, выбрасываемых в кровь при испуге и стрессовой ситуации животного. Так или иначе они негативно воздействуют на человека. Кстати, этот опыт уже переняли европейские переработчики. У нас монтируют польские боксы для халяльного забоя. И последний аргумент в пользу нашей продукции: в балансе потребления мяса сейчас доминируют птица и свинина, что не соответствует диетологическим и медицинским нормам. И учитывая эту ситуацию, наша продукция из говядины просто вне конкуренции. За ней буквально выстраиваются в очередь.