Барака Обаму, официально вступившего в должность во второй раз, ждёт рутина
В воскресенье Барак Обама приведен к присяге. Согласно Конституции США президентская присяга должна быть принята в полдень 20 января. Так как в нынешнем году 20 января выпало на воскресенье, когда не работают госучреждения, пышная церемония инаугурации была перенесена на понедельник. Однако формальности были соблюдены.
Частная церемония проходила в Голубой комнате Белого дома. Началась в 11.55 (20.55 мск) и завершилась, как и предписывает Основной закон США, до полудня. Именно в 12.00 20 января по Конституции США завершается первый президентский срок Барака Обамы. Помимо супруги президента Мишель и двух их дочерей, Малии и Саши, на церемонии присутствовали крестная мать детей, ближайшие помощники и несколько журналистов. Принимал присягу председатель Верховного суда США Джон Робертс.
«Я, Барак Хуссейн Обама, торжественно клянусь, что буду честно исполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил буду охранять, оберегать и защищать Конституцию Соединенных Штатов. Да поможет мне Бог!», – сказал 44-й президент США, положив руку на Библию.
В понедельник Барак Обама повторил присягу уже «для всех» и произнес речь, стоя на ступенях Капитолия. Американцы, говорил президент, по праву гордятся тем, что не Афины, не Рим, не Флоренция, а родившиеся на глухой обочине цивилизации США нашли средний путь между стабильностью и переменами. Что, собственно, и является – а не только называется – демократией. Президент напомнил уникальность американского опыта, который по-прежнему актуален и нов.
Правда, подхватив в своей речи лестную тему исключительности Америки, Барак Обама заранее разочаровал критиков. «Средний путь для среднего класса», – так можно сформулировать президентское кредо. Оно-то и принесло Обаме победу на выборах.
Согласно опросу, проведенному газетой The New York Times и телекомпанией CBS, деятельность президента одобряет
51 процент жителей США. Недовольство высказывают восемь из десяти сторонников республиканской партии, а девять из десяти демократов полностью удовлетворены результатами работы главы Белого дома.
Тем не менее большинство американцев «с оптимизмом смотрят на следующие четыре года президентства Барака Обамы».
Вот к этому большинству Обама и обращался. Его размеренная, завораживающая, с умелыми риторическими паузами, скрытой поэзией и негромким пафосом речь звучала уверенно, но скромно, отмечают «Известия».
В сущности, Барак Обама не сказал ничего нового. Важнее, что он не обещал ничего невозможного. Его цели умеренны, программа исполнима, планка снижена, планы скромны, амбиции сдержанны.
– Десятилетие войны кончилось, – сказал Обама, и это, пожалуй, то, что больше всего хотела услышать 700-тысячная толпа, собравшаяся у подножия Капитолия.
Америка до сих пор расплачивается за надежду предыдущего президента радикально исправить мир. Нынешний готов жить с таким, с каким придется. Обама мечтает сделать его чуть безопаснее, немного честнее, капельку разумнее, но в целом – оставить в покое.
По мнению заместителя директора Института США и Канады РАН Валерия Гарбузова, первой задачей Барака Обамы на внутреннем поле станет поиск компромисса с конгрессом по поводу так называемого фискального обрыва. В сущности, это самый монументальный вопрос американской экономики. Он затрагивает не только проблему, связанную с повышением налогов или сохранением налоговых льгот, но и проблему госдолга США: повышать ли его потолок; если повышать, то на сколько и на какой период времени?
То, что это масштабная проблема, стало ясно еще в прошлом году. И к этому администрация готовилась. Здесь будет определенный торг, поясняет «Эксперт», республиканцы в палате представителей требуют сокращения социальных расходов, чтобы снизить давление на бюджет и уменьшить его дефицит, тогда не придется осуществлять внешние и внутренние заимствования и расширять государственный долг.
Вторая проблема – она была в фокусе всей внутренней политики Барака Обамы на протяжении предыдущего срока – это преодоление того финансово-экономического кризиса, который развивался на протяжении четырех лет его первого президентства. Перед выборами экономические показатели США несколько улучшились, стала меняться к лучшему ситуация на рынке жилья. Правда, безработица продолжает оставаться на очень высоком уровне, хотя вроде бы и здесь «лед тронулся». Ожидается, что если тенденция продолжится, то к концу второго президентства Обама подойдет с неплохими результатами.
Главное – добиться экономического роста. Пока что он очень неустойчив и незначителен. Переломить ситуацию Обама не смог. В этом смысле его вторая победа на президентских выборах для многих аналитиков оказалась неожиданностью.
Третья проблема – оборот оружия. Она назревала давно, но вышла на первый план в связи с целой цепью недавних событий. Барак Обама настроен достаточно решительно: необходимо ужесточить оборот оружия. Он не собирается отменять поправку в Конституцию, которая гарантирует право граждан на ношение оружия, но твердо намерен установить контроль за лицами, которым оружие продается. Принять целый комплекс мер, не только впрямую обеспечивающих безопасность учебных заведений, но и мер психологического и медицинского характера, что действительно помогло бы решить проблему, от которой страдает американское общество.
Для всего этого необходима не только верховная власть, но и политическое согласие, которого президенту четыре года не удавалось добиться от конгресса. Зная это, Обама не заблуждался, отмечают эксперты. Если в первой инаугурационной речи президент обещал устранить непримиримую рознь между партиями, то во второй – не упоминал их вовсе.
«И правильно! – говорят его союзники, – конгрессмены-республиканцы публично объявили своим приоритетом провал Обамы на выборах. Теперь, когда они проиграли, пришла пора расплачиваться. Республиканская партия, оказавшись в изоляции, теряет сторонников».
В ответ республиканцы тут же окрестили инаугурационную речь призывом к «коллективному либерализму». Говоря вместо «я» – «мы», Обама, вслед за Вудро Вильсоном и Франклином Рузвельтом, обращался, скорее, ко всем, чем к каждому. Он зовет к социальной справедливости, обещает ограничить доступ к опасному оружию, улучшить климат, разрешить однополые браки, честно распределить налоговое бремя, впустить в страну нужных ей иммигрантов и разобраться с остальными.
«Враги теперь не смогут называть президента европейским социалистом, только – американским!», – сострил по поводу «разобраться с остальными» один из комментаторов.
Барак Обама, однако, не торопится плясать на костях. Он знает, как высоко американцы ценят свою двухпартийную систему, позволяющую если не избегать ошибок, то исправлять их, продолжают тему «Известия». Поэтому его искусная речь обещала средний путь и строилась на обтекаемой синтаксической конструкции «да, но...».
В первую очередь это относится к фундаментальной проблеме каждого президента, вынужденного формулировать свое отношение к собственной власти. Так, Рейган, возглавив правительство, объявил экономическую революцию. Подхваченная обоими Бушами, она привела, по мнению одних, ко многим победам и, по мнению других, ко многим поражениям, включающим финансовый кризис. Пережив его и остановив страну на краю обрыва в депрессию, Обама обещает компромисс «между естественной, традиционной и неизбежной неприязнью американцев к центральной власти и мифом о ее полной бесполезности», который исповедовала рейгановская революция.
Не надеясь убедить ярых противников, представители президентской администрации заявляли, что свой второй президентский срок Барак Обама намерен полностью посвятить выполнению предвыборных обещаний. Среди приоритетов – стабилизация экономики, борьба с безработицей и бюджетным дефицитом, принятие законов, направленных на борьбу с изменениями климата, а также ужесточение контроля за оборотом оружия.
По мнению экспертов, решения, принятые главой Белого дома накануне, свидетельствуют о том, что в следующие четыре года Барак Обама не намерен идти на компромиссы с конгрессом, предпочитая опираться на многомиллионную армию своих сторонников.
В начале недели стало известно, что организация Obama for America, занимавшаяся руководством волонтерами в ходе двух избирательных кампаний 44-го президента, сменила имя. Новая структура, получившая название Organizing for Action, официально зарегистрирована как «НКО, отстаивающая общественные интересы».
Лоббистскую организацию возглавит бывший руководитель предвыборного штаба президента Джим Мессина. В руководстве также экс-советник Обамы Дэвид Плафф, бывший пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс и ключевые советники избирательной кампании Стефани Каттер, Дженнифер О’Малли Диллон и Джулианна Смут. Исполнительным директором назначен экс-глава одного из департаментов администрации Джон Карсон.
По словам Джима Мессины, Organizing for Action готова использовать волонтеров, которые помогали в избирательной кампании, но будет решать принципиально другие задачи.
«Мы не собираемся заниматься политикой, – заявил он, – и сосредоточимся только на поддержке законодательных инициатив президента».
Это, что называется, «в сухом остатке».
Наблюдатели отмечают, что нынешние торжества, состоявшиеся в понедельник в Вашингтоне, мало напоминали первую инаугурацию Барака Обамы в 2009 году. Тогда в американскую столицу съехалось почти 2 миллиона человек, а праздничные мероприятия продолжались до глубокой ночи. На сей раз число зрителей, по оценкам Белого дома, составило от 600 до 700 тысяч человек. Уменьшилось и число официальных приемов и балов.
«Первая инаугурация всегда похожа на свадьбу, вторая – на очередную годовщину семейной жизни», – заметил по этому поводу ведущий телеканала CBS Скотт Пелли.