Из леса за границу

Сибирская берёза «осваивает» мировые рынки

Осенью прошлого года лесоперерабатывающий комплекс «РашФор» (что в переводе означает «Русский Лес») выпустил первую продукцию. Для Голышмановского района это – событие. Выйти на проектную мощность – основная задача компании в году наступившем. В перспективе «РашФор» намерен стать одним из крупнейших не только в области, но и в России по переработке березы.

Создание лесопильного комплекса с участием американской компании «WoodProM» началось в 2009 году. Общий объем инвестиций составил более 300 млн рублей. Производственный процесс начинается далеко от заводских цехов – в лесах на территории Голышмановского и Аромашевского районов.

Североамериканская технология заготовки леса сводит на нет ручной труд. Всего три единицы техники валят, трелюют и грузят в лесовозы раскряжеванные стволы деревьев. Думая о перспективе, специалисты обследуют участки уже в Сорокинском районе, а после приступят к определению качества березы в лесах Ишимского и Омутинского.

Полностью автоматизирован и процесс лесопиления. Однако сортировка доски ведется вручную (ведь нет механизма внимательнее взгляда опытного специалиста), укладка готовой продукции – тоже. еще на этапе строительства предприятие сделало ставку на подготовку рабочих кадров из числа местного населения. Сегодня здесь трудоустроено 63 человека, кроме того, привлекаются сезонные рабочие, заключаются временные договоры. Возможность сотрудничества с новым предприятием заинтересовала ряд сельских предпринимателей, которые летом занимаются земледелием. Так у «РашФора» появилось уже пять дополнительных бригад, самостоятельно работающих на его участках. Однако вовсе не увеличение кубометров выпускаемой продукции – первоочередная задача предприятия.

– Отрабатываем технологию производства на каждом из этапов, чтобы добиться нужного качества – это сейчас самое главное, – рассказывает генеральный директор ООО «РашФор» Павел Тютев. – Осваиваем технологию сортировки пиломатериала – как раз сегодня проводим дополнительное обучение рабочих. Разделение продукции на сорта по европейским и североамериканским стандартам – тоже важный момент.

004-2-3Чем привлекла иностранцев сибирская береза? Во-первых, тем, что структура ее древесины гораздо крепче хвойных пород. Во-вторых, она белоствольная, что делает королеву наших лесов востребованной на мировых рынках в первую очередь для мебельной промышленности. Пробная партия продукции была отправлена в Англию. На январь запланирована поставка березового пиломатериала ещё для ряда европейских потребителей. Предприятие намерено потеснить «китайскую» березу, то бишь переработанную там нашу же, российскую. И в этом году выйти на 80 тысяч кубометров товарной древесины семи сортов.

– Работа на новом предприятии интересная, ответственная, – говорит оператор-станочник Сергей Чирков.

Однако лесозаготовка и деревообработка – не единственный вид деятельности комплекса. Дальнейший шаг – более глубокая переработка древесины и отходов. И важно сделать производство безотходным. Некалиброванное бревно идет на дрова, щепа и опил отправляются из цеха в топку котельной предприятия. Для просушки древесины, отопления цехов и офиса здесь используют пар. Топливо свое, вода поступает из артезианской скважины – все автоматизировано, практично и с минимальными затратами.

Но, несмотря на хороший «аппетит», одной котельной не употребить все отходы производства, с увеличением мощности завода они начнут быстро накапливаться. А в лесных массивах вообще приходится жечь костры, очищая места заготовки древесины. Так что «белые пятна» есть, как и «точки роста».

Учитывая предполагаемые объемы потребления леса, переработчики не собираются рубить «сук, на котором сидят». К лесовосстановительным работам они приступили еще два года назад. В планах – создание питомника для выращивания саженцев все той же березы не менее 225 тысяч ежегодно.

– Лес должен приносить пользу людям. Селяне всегда заготавливали березовые дрова, да и строили в основном все из местного материала. Когда пришел природный газ, потребление леса резко сократилось, березы в лесах гниют, падают. 004-2-1В объемах вырубки «РашФором» мы не видим никакой угрозы, в советские времена леса больше вырубалось. А вот лесовосстановительные работы будем контролировать, – такова оценка директора местного лесхоза Николая Ляхова.

– Основная наша проблема – дефицит квалифицированных кадров, – поделился Павел Тютев. – У многих желающих работать не хватает знаний по технологии заготовки, переработки леса и деревообработки. Уже сформирована заявка на этот год для обучения людей на базе Голышмановского агропедагогического колледжа преподавателями Тюменского лесотехникума. С расширением производства предприятию понадобятся дополнительные специалисты, инженеры (особенно со знанием гидро- и пневмосистем). Для стажировки и дальнейшей работы требуются сортировщики, операторы деревообрабатывающих станков и операторы на вспомогательное оборудование. Так что впереди много работы.


8969