Чудаки

О первой паломнической поездке в Свято-Успенский скит

После всего, что случилось или не случилось с нами в старом году, после тревог и споров, после большей части выдержанного или невыдержанного поста, слухов о надвигающемся конце света и праздничной суеты, мы бросаем ещё не пришедший в себя город и 2 января уезжаем в маленький посёлок Школьный. Хочется чистоты и тишины, прежде всего душевной.

Нас в автобусе чуть больше тридцати человек. Это православные паломники и просто любопытствующие. Направляемся в недавно созданный в Исетском районе Свято-Успенский скит тюменского Богородично-Рождественского Ильинского женского монастыря.

Перед отправлением настоятельница обители матушка Нина заботливо благословляет на поездку нас и монахиню – сестру Василису, дарит каждому видеозапись документального фильма о монастыре.

Чувствуем себя первопроходцами. Это первая паломническая поездка в скит. По дороге сестра Василиса рассказывает путешественникам о монастырском житье-бытье. Не каждый ведь знает, что сёстры в женской обители больше похожи на солдатиков в армии: послушание с раннего утра и до поздней ночи, воспитание и уход за детьми из приюта «Отрада», а главное – круглосуточная вахта, которую несут монахини и послушницы, читая (единственные в области!) неусыпную Псалтырь. Молитва сестёр за нас, грешных, не прерывается в монастыре ни на час, что бы ни случилось.

Новый скит расположен неподалёку от села Рафайлово. Когда-то рафайловская мужская обитель славилась на всю страну своей иконописной школой, в числе её братии в начале девятнадцатого века состоял преподобный Андрей, причисленный к лику сибирских святых. Сейчас только одинокий крест на берегу напоминает об этом, в тридцатые годы камня на камне от монастыря не оставили. И вот только не надо всё валить на неведомых уже заезжих безбожников, сами сельчане тоже руку приложили.

Наша цель – посёлочек Школьный в нескольких километрах от Рафайлово. Места заповедные, ели машут лапами почти в самое лобовое стекло, все сугробы испещрены большими и малыми следами птиц и зверей. В 1908 году в лесу была основана женская Свято-Успенская обитель. Говорят, там был разбит прекрасный яблоневый сад, мы его не нашли, а вот липки и сосны, посаженные руками сестёр, кое-где ещё сохранились.

Сохранился и Свято-Успенский храм. Правда, пережить ему пришлось многое. Он обезглавлен, в его стенах чего только не было – и клуб, и промышленные помещения. На дверях верхнего храма до сих пор «красуется» надпись «Склад». Из нижнего прошлым летом вынесли большое количество мусора и земли, теперь в этой части уже идут службы. Рядом с каменной церковью могилка настоятельницы монастыря матушки Митродоры. Говорят, при разорении обители она приняла мученическую смерть, хотя эти сведения пока ждут документального подтверждения.

Посёлок вырос вокруг основанного в 1922 году на месте монастыря дома-интерната для детей-инвалидов. Это учреждение прекратило своё существование совсем недавно, в 2010 году. Корпуса со всеми коммуникациями в довольно сносном состоянии. Их передали Тобольско-Тюменской епархии, которая приняла решение основать здесь скит тюменской женской обители.

Сейчас в одной из комнат бывшего интерната живёт послушница Валентина. Ей нелегко. Коммуникации есть, но централизованное отопление пока не налажено. Поэтому она обязана постоянно поддерживать тепло в нескольких печах. Печи разные, в большинстве своём требуют неусыпного внимания. А ведь ещё надо заниматься главным делом – молитвенным, читать утреннее и вечернее правило, акафисты, ежевечерне обходить крестным ходом территорию скита. Конечно, из Тюмени постоянно присылают помощников, но всё равно работы у Валентины очень много.

Для нас запланирован водосвятный молебен в храме. Буквально разрезая собой алмазной чистоты лесной воздух, туда по узенькой тропинке бежит отец Вадим, исетский благочинный, – ему надо ещё успеть подготовиться к службе. Мы, не уставая удивляться окружающей нас красоте, семеним за ним. В нижнем приделе Святой Марии Магдалины чистенько, но морозно. Четыре местные жительницы, пришедшие посмотреть на редких гостей, подготовились основательно – на них тёплые шубы и валенки. Они отводят в сторонку Андрея Якунина, руководителя социального отдела Тюменского благочиния, который собирается основать в бывшем интернате православный реабилитационный центр для женщин, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Их очень волнует, когда начнётся работа. У местных свой интерес – в посёлке теперь нет даже аптечного пункта, не говоря уже о пункте медицинской помощи. Поэтому на сестёр милосердия вся надежда. Члены тюменских сестричеств в Школьный наведываются теперь регулярно, понемногу подбирается команда. О точных сроках начала деятельности реабилитационного центра, признаётся Андрей Якунин, он боится пока даже загадывать, но не отступит ни при каких обстоятельствах, ведь центр необходим, как воздух. Женский монастырь оказывает православным общественникам всемерную поддержку, матушка Нина начала курс бесед с прихожанами о здоровом образе жизни и социальном служении.

Начинается молебен. Как обычно в таких случаях, ум сначала долго не может успокоиться, мысли прыгают с одного на другое, стоять холодно, неудобно, и даже порой кажется, что всё, происходящее вокруг, формальность, но постепенно начинаешь следовать в молитве за батюшкой, и уже не беспокоят ненужные воспоминания, случайные шепотки и хождения по храму. Становится как-то светло и спокойно на душе. Вот отец Вадим отходит в сторону с желающими исповедаться, некоторые делают это впервые, доносятся тихие всхлипывания. Потом читаются имена родных и близких, за которых паломники приехали помолиться. Летят в лицо брызги святой воды и словно смывают муть, что накопилась на душе.

Многие потом говорили, что ехать стоило даже ради одной проповеди отца Вадима в конце богослужения. Он говорил долго и мудро. О том, что сейчас пост, а полстраны лицом в оливье, что на нас смотрят как на чудаков, но «без Бога не до порога». А ещё о том, что на христианах лежит огромная ответственность, ведь мы не должны кивать на тех, кто пока не обратился душой к Господу, мы обязаны помнить, что они смотрят на нас и по нашим с вами поступкам судят обо всём христианстве в целом.

Затем паломники прошли крестным ходом вокруг храма и бывшего интерната, а закончилось наше посещение женского скита трапезой за столом, накрытым послушницей Валентиной и сёстрами милосердия. Ещё до отъезда пришло понимание, что сюда надо возвращаться. И чтобы помолиться, и чтобы поработать.


8976