В 1703 году Петр Первый издал Указ, по которому праздновать Новый год полагается в ночь с 31 декабря на 1 января. В тот же день в России вышла первая русская газета «Ведомости», которую основал сам император. Ее полное название: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».
В царское время в Тобольской губернии выходила газета с аналогичным названием – «Тобольские губернские ведомости». Ее страницы за 1895 год поведали много чего интересного.
Крестьяне запасаются водкой, купцы – чаем
Чуть ли не в каждом номере «Тобольские ведомости» помещали рекламу: «Продается мыло против головной перхоти. Оно имеет утвержденную правительством марку за №3374. Кусок стоит 30 коп. и 50 коп. Остерегайтесь подделок!».
А вот предпраздничные сообщения:
«За последние дни в Тюмени замечается особенно оживленная торговля водкой, которой запасаются к предстоящим праздникам крестьяне окрестных деревень, в большом числе подвозящие в город продукты первой жизненной необходимости, в особенности муку».
«На украшение и иллюминацию города Думой ассигновано 2 тысячи рублей».
Рассматривались серьезные проблемы: «Сезон земских собраний настойчиво и энергично выдвинул на первую очередь вопрос о всеобщем обучении. Это вопрос громадной государственной важности. И пора уже переходить к его практическому осуществлению. Так, например, Петрозаводское уездное земское собрание издало постановление об открытии 74 школ (23 земских училищ, 26 церковно-приходских и 25 школ грамотности). В народе замечается повсеместное стремление к образованию – в этом не стоит сомневаться! Это видно уже из того, что число учащихся растет значительно быстрее, чем число вновь возникающих школ. Но дело расширения народного образования до пределов всеобщего обучения только тогда окажется осуществимым, когда на помощь земству придет государство». Кстати, очень верное замечание.
Читателям «Тобольских губернских ведомостей» настойчиво предлагали подписаться на журналы «Новый Русский базар», «Живописное обозрение», «Природа и охота», «Пожарное дело», «Детский отдых», «Музыка и пение», «Церковный вестник», «Вокруг света». Газета предупреждала: «Спешите! Подписка заканчивается!»
И, наконец, праздничные восторженные строки: «Улицы полны движений. Магазины сверкают огнями. Возле роскошно одетых елок скоро зазвучит серебристый смех! В настоящее время, в общем, все у нас обстоит благополучно. На некоторых особ даже падает необыкновенный в виде кредитных бумажек дождь. К числу таких счастливчиков принадлежит антрепренер театра г-н Брагин, делающий громадные сборы постановкой опер и отрывков из них. Посудите сами: за ноябрь он получил более 10 тысяч валового сбора со спектаклей, а сколько еще дал ему за это время театральный буфет, который он держит самолично. Но мы надеемся, что фортуна улыбнется и нам. Хорошо, когда есть надежды! Человек тогда чувствует себя бодрее и радостнее».
Завтрак губернатора
А вот строки о завтраке губернатора. Журналист, вхожий в круг местной знати, видимо, сам вкусно покушал и живописно рассказал, чем потчевали уважаемых господ: «Члены преобразованного тобольского губернского управления давали в зале общественного собрания завтрак многоуважаемому начальнику нашей губернии Н.М. Богдановичу и вице-губернатору барону К.П. Фредерикс. Завтрак производил прежде всего очень эффектное впечатление своей изящной оригинальной сервировкой. Обычные ряды закусок на столе отсутствовали. Их заменял ряд красиво убранных тарелочек, наполненных самыми разнообразными сандвичами, тартинками всевозможных родов. Меню завтрака составляли: уха из налимов, расстегаи из семги, филе из ершей в раковинах, ростбиф по-английски с разнообразным гарниром, маседуан из фруктов, чай, кофе и ликеры. При закуске присутствующим предложены были разные вина». Недурно-с…».
В заключение описанного замечу: пусть и у каждого тюменца на новогоднем столе будет изобилие деликатесов!