Об уровне подготовки водителей в наших автошколах
В Тюмени приостановлена деятельность двух автошкол. Эта новость как многократное эхо облетела недавно чуть ли не все местные СМИ. Называлась причина жёстких действий со стороны ГИБДД и областного департамента по лицензированию, государственной аккредитации, контролю и надзору в сфере образования – низкий уровень сдачи экзаменов выпускниками этих заведений, который оказался ниже среднеобластного.
Наша газета не стала вливаться в общий “хор”. Хотя бы потому, что на протяжении многих (по крайней мере шести) лет мы писали об автошколах не спонтанно, ориентируясь на какие-то более-менее громкие “информационные поводы”, а регулярно и последовательно.
При этом можно без всякой натяжки говорить о том, что ни одно другое СМИ не уделяло столько внимания разработке этой темы, скажем так, в деталях, сколько “Тюменская правда”. Так (и это, пожалуй, главная деталь), мы неоднократно подчёркивали связь между состоянием аварийности на дорогах и общим уровнем подготовки водительских кадров. Мы подчёркивали также, что постоянное снижение этого уровня напрямую соотносится с неудержимым, фактически неконтролируемым ростом числа всё новых шофёрских “кузниц”, в основном, халтурного типа.
Пройдёмся, хотя бы тезисно, по основным публикациям “Тюменской правды” на эту тему. Напомним, на каких основных “болевых точках” в этих материалах делался акцент. Впервые мы остановились подробно на этих “точках” в августе 2006 года, в публикации “Когда за рулём водитель-недоучка”. Итак, ещё тогда мы обратили всеобщее внимание на то, что:
– Расплодились школы-”однодневки”, которые осуществляют процесс подготовки водителей в самых примитивных условиях. Цитирую: “Есть заведения, где всё «учебное хозяйство» сосредоточено в одном классе. В котором умещается всё: пособия и по материальной части, и по безопасности дорожного движения, и по дорожным правилам… Какие тренажёры? Какое изучение устройства автомобиля в натуре?”
– Открывать такие “пункты” (называть подобные заведения школами было бы просто неприлично) очень легко, разрешения даются без предварительной визуальной проверки того, чем этот “пункт” располагает. Что даёт возможность заниматься подготовкой водителей всем, кому не лень.
– Поскольку в таких псевдошколах экономят буквально на всём, это даёт им возможность производить обучение по низким, по сути, демпинговым ценам. Но (цитирую) “за эти «дешёвые» образовательные услуги в дальнейшем приходится «доплачивать» уже другим. Повышенным уровнем травматизма на дорогах, а то и человеческими жизнями… Водитель-недоучка обходится на самом деле весьма дорого всему обществу”.
– Для того чтобы переломить складывающуюся неблагоприятную ситуацию в сфере подготовки водительских кадров, необходимо в обязательном порядке (и это забота и обязанность государства) поднять планку требований к подготовке водителей. Ввести единый государственный стандарт обучения, в котором чётко зафиксировать: для качественной подготовки водителей необходимы такие-то и такие-то условия. “Привязать” к этому стандарту стоимость образовательной услуги. “Нетрудно подсчитать, какова реальная цена подготовки водителя. Подготовки качественной! И утвердить эту цену на государственном уровне как обязательную. Выше поднимать можно, ниже – ни в коем случае! Такой подход начал бы немедленно выправлять ситуацию. «Одноклассовые» автошколы были бы лишены возможности демпинговать”.
В сентябре 2009 года в корреспонденции, озаглавленной “Мы просто в шоке”, “Тюменская правда” касается уже иной грани проблемы: о том, как не нужно “строить” образовательные учреждения «автомобильного» профиля. Мы рассказали о намерении трёх ведомств (Министерства образования и науки РФ, Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД и Министерства транспорта России) решительно покончить с царившим до этого либерализмом в сфере подготовки водительских кадров. Инструментом стал выпущенный ими документ под названием “Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требования к квалификации педагогических кадров».
Цель преобразований была вполне благой: покончить с эрой, когда обучать водительским навыкам можно «вприглядку», не имея соответствующей материальной базы. Но... перегнули палку. На требуемое “Требованиями...” техническое переоснащение нужно было затратить гигантские средства, причём в предельно сжатые сроки. И это парадоксальным образом в первую очередь поставило под удар вовсе не халтурные “пункты”, а автошколы сознательные, ответственные. Вот как об этом было написано в нашей заметке: “Для солидных учебных заведений эти расходы существенно выше, масштаб счёта сразу выходит на семизначные цифры. Потому что каждое из них содержит на балансе автодром, а по новым требованиям именно автодромы должны «проглотить» львиную долю затрат. Получается: как раз школам-маломеркам проще...” Не удержусь ещё от одной цитаты: “Даже при условии, что на переоснащение «автомобильного» учебного процесса вдруг были бы выделены бюджетные средства (о чём, кстати, «Тюменская правда» писала ещё в апреле нынешнего года), то даже в этом случае на весь процесс ушло бы, по разным оценкам, до трёх лет. Но государство «не разбежалось» выделять средства. Вот почему выполнение «Требований...» в полном объёме и в обозначенные сроки выглядит, если называть вещи своими именами, мало реальным для большинства автошкол. То есть если к выполнению всех пунктов этого интересного документа подойти на сто процентов формально, то школы и комбинаты можно закрывать чуть ли не поголовно”.
Поголовного закрытия тогда, слава богу, не произошло. Приостановили деятельность нескольких автошкол, а затем всю кампанию спустили на тормозах. И вот почему: Минюст России злополучные “Требования...” своим постановлением отменил. Оказывается, рождённый тремя ведомствами скороспелый документ в обход установленных порядков даже не был представлен в Министерство юстиции на государственную регистрацию...
И всё-таки было, было в том документе рациональное зерно. От которого нельзя было отказываться. Руководители трёх ведомств действовали из благих побуждений. Причём совершенно понятных: действительно, работа учебных заведений «автомобильного» профиля нуждалась в серьёзной перестройке. “Однако (я вновь цитирую нашу публикацию) проблем накопилось столько, что кавалерийским наскоком их не решить, нужна планомерная, целенаправленная, настойчивая работа. И, конечно, сроки – только разумные, а не взятые с потолка”. То есть произошло вот что: благое дело было дискредитировано торопливым исполнением.
По-видимому, “Требования...” нужно было просто спокойно доработать, сделать более, скажем так, реалистичными для исполнения, утвердить, как положено, в Минюсте. И тогда вряд ли кто из руководителей солидных автошкол и комбинатов стал бы возражать против документа, который ратует за то, чтобы халтурщики на ниве автомобильного просвещения сошли с дистанции. Но этого не произошло. А произошло вот что: качели качнулись в противоположную сторону.
Речь о том, что в 2011 году был введён упрощённый порядок получения лицензии образовательной деятельности, в том числе на право вести обучение водителей. Достаточно подать заявление – школа появилась и действует. Как действует – никого не волнует. Мало того, появился запрет на проверку вновь открывшегося заведения, в течение года его нельзя “трогать”. То есть любой проходимец может открыть автошколу и целый год действовать по принципу: что хочу, то и ворочу. А через год открыть ещё одну и всё начать сначала... Своё недоумение по этому поводу редакция “Тюменской правды” выразила в июльской публикации под говорящим заголовком “Государство не должно поощрять халтурщиков”. И вновь, как было до этого не раз, нам помог наш постоянный эксперт по этой теме, генеральный директор Тюменского учебно-производственного комбината “Автомобилист”, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Алексей Шукшин. “И без того, – сказал он в интервью нашему корреспонденту, – в сфере подготовки и переподготовки водительских кадров существует проблема учебных заведений, которые не способны обеспечить высокие стандарты обучения”. И продолжил: новые правила лицензирования взметнут новую волну школ-однодневок, что неизбежно приведёт к общему снижению качества подготовки водителей.
Через девять месяцев эти опасения вполне и ощутимо подтвердились. И вновь Алексей Шукшин даёт интервью нашей газете. Материал назывался “Бессмысленная война”. Отнюдь не случайно. Речь действительно о войне, которую ведут учебные заведения, занимающиеся халтурой, против добросовестных и законопослушных учебных заведений. Коммерческая война – жёсткая и непримиримая. Настоящая война, потому что на ней получают увечья и гибнут люди. С тревогой и болью Алексей Шукшин говорит о том, что произошло то, чего он опасался: “Резко подскочило количество школ – и в той же примерно пропорции подскочило количество ДТП, число погибших и раненых на дорогах”. Он настаивает, что причина именно в том, что “облегченные до неприличия правила лицензирования образовательной деятельности привлекли в бизнес, связанный с подготовкой водителей, массу недобросовестных людей. И процесс создания новых автошкол стал похож на процесс выпечки пирожков. В результате, образно говоря, были значительно наращены мощности конвейера по производству плохих водителей”.
В этом интервью Алексей Шукшин впервые развёрнуто сказал о надеждах руководителей добросовестных учебных заведений на возможности недавно созданного ими областного Союза автошкол. “Мы... считаем, что объединение, условно говоря, “порядочных” учебных заведений может оказывать влияние на другие заведения, которые видят своё предназначение не в поддержании необходимых стандартов обучения, а в том, чтобы зарабатывать лёгкие деньги в ущерб учебной программе”. Ещё цитата: “Роль нашего объединения может быть очень даже существенной. Деятельность Союза будет осуществляться в тесном взаимодействии с надзорными органами. Скажем, мы можем попросить руководителя какой-то автошколы скорректировать свою учебную деятельность... А если это не поможет – внести соответствующее представление в ту же прокуратуру. Далее: общими усилиями будем продвигать и рекламировать школы, которые являются членами Союза. Тюменцы должны знать, в каких именно школах они смогут получить не урезанные, а полные “автомобильные” знания и умения. Одновременно мы будем на своём сайте рассказывать всю правду о псевдошколах... Допустим, публиковать сводки: как выпускники всех автошкол сдают экзамены в ГИБДД. И для многих тюменцев-автолюбителей сам собой отпадёт вопрос: “Куда пойти учиться?”.
О серьёзности намерений Союза автошкол говорит тот факт, что по его инициативе в конце мая этого года в Тюмени прошло крупное совещание по проблемам подготовки водителей и безопасности дорожного движения. В работе совещания приняли участие представители областного правительства, областной Думы, ГИБДД, департамента образования, антимонопольной службы, других ведомств, имеющих хотя бы косвенное отношение к повестке дня. “Тюменская правда” опубликовала подробный отчёт с этого мероприятия под заголовком “На демпинге далеко не уедешь”, в котором вновь прозвучала тревога за состояние дел в сфере подготовки водительских кадров на территории нашего региона.
И вновь мы обратились к Алексею Шукшину: что он думает по поводу того, что в Тюмени приостановлена деятельность двух автошкол? На этот раз он был до предела краток. В принципе, его позицию можно изложить буквально в двух словах: хорошо, но мало. И в самом деле: ситуация настолько тяжела, запущенна, масштабна, что, безусловно, требует и соответствующих масштабных же мер. А тут – две школы... Они даже не закрыты – их деятельность лишь приостановлена. Сейчас, в общем-то, остаётся только гадать: будет ли продолжение? Если да, то какое? А может быть, это только очередная кампания, так сказать, для галочки?
Если это не кампания, а начало серьёзной работы, то надо ясно представлять, что бороться с халтурными автошколами совсем не просто. Им помогает несовершенство законодательной базы, к примеру, те же до сих пор действующие правила лицензирования образования, позволяющие халтурщикам вести себя вольготно, чувствовать свою вседозволенность. Им помогает до сих пор действующая установка государства на то, что нельзя “кошмарить” малый и средний бизнес. Им помогает отсутствие у нашего родного государства чётких критериев: какой должна быть сегодня автошкола?
Добавлю несколько слов и от себя. В любом государстве должна быть система реагирования на недостатки, по крайней мере крупные, угрожающие чем-то глобальным. Именно такая глобальная угроза сегодня – деятельность автошкол халтурного типа. Их выпускники-”полуфабрикаты” за рулём автомобиля представляют собой реальную страшную опасность для всех нас, угрожая кому увечьем, а кому и лишением жизни. На мой субъективный взгляд, эта система реагирования до сих пор давала серьёзные сбои. Будь иначе, наверное, ситуация не усугублялась бы год от года, а в результате принимаемых мер шла на спад.
И вот я читаю в разных СМИ “рикошетную” заметку о том, что пострадали две автошколы. Да и как пострадали? “Возможно, в скором будущем они закроются совсем”. Во как! Мне становится любопытно: а почему только две? Ведь количество автошкол-однодневок исчисляется десятками, и это вовсе никакой не секрет. Мне любопытно также, почему эти “пострадавшие” учебные заведения даже не названы? И это тоже не секрет: я с ходу могу назвать пять учебных заведений – “кандидатов на выбывание”. Впрочем, уточняю: я могу их назвать вслед за заместителем председателя Тюменской областной Думы Геннадием Корепановым. Процитирую кусочек из его выступления на уже упомянутом совещании в мае нынешнего года: “Во главу угла в некоторых автомобильных школах по-прежнему ставится работа, связанная с получением прибыли, но отнюдь не качество выпускаемых водителей. В первую очередь можно назвать такие учебные заведения, как “Шофёр”, “Светофор”, “Премиум”, “Учебный комбинат” в Тюмени, а также Ялуторовский учебный спортивно-технический клуб “Простор”... И почему-то по поводу закрытия (пардон, приостановления деятельности) этих двух неизвестных автошкол у меня в голове всё время вертится известное образное сравнение – “гора родила мышь”. Как было бы замечательно, если бы у нас только две-три автошколы “нашкодили”, а все остальные были бы “в шоколаде”. До “шоколада”, однако, нам далеко. О чём красноречиво говорят и приведённые в “рикошетных” заметках цифры. Цифры действительно впечатляющие: “С начала года по вине начинающих водителей со стажем до 2-х лет в Тюмени произошло 148 дорожно-транспортных происшествий, 7 человек погибли, 237 ранены. Все показатели значительно выше прошлогодних”.
На сегодняшний день, конечно же, эти данные сильно устарели...