Интернет не ругает только ленивый. И столько же у него поклонников. «В этом мире давно ничего не происходит: все происходит на дисплее», – иронизируют фанаты. Запутались во Всемирной паутине и журналисты.
Участники круглого стола «Социальные сети и современные СМИ», состоявшегося в рамках празднования 55-летия Тюменской областной журналистской организации, попытались нащупать нить Ариадны и выйти из лабиринта.
Журналисты, шагнувшие в Интернет, оказались между Сциллой и Харибдой: они и обычные юзеры (пользователи), коим ничто человеческое не чуждо, и носители публичной профессии, которая подразумевает ответственность.
Без необходимости, обязанности отвечать за сказанное, по мнению главного редактора газеты «Тюменский курьер» Р.С. Гольдберга, нет журналистики. «Разве я могу отказаться от того, что написал? Но какая может быть ответственность у электронных СМИ, если авторство блога недоказуемо, а контент можно удалить?» – возмутился Рафаэль Соломонович. Для него социальные сети – это возможность выплеснуть эмоции, негативную энергию, разрядить общественное мнение, стравить воздух, как говорят водолазы. Не более. А вот профессиональный рост связавших свою практику с Интернетом едва ли возможен. Показательно, что весьма уважаемые СМИ, например, «Нью-Йорк таймс», перестают общаться с читателями через «сети». «Если хотите расти профессионально, больше работайте над текстом. Научитесь читать себя и править», – напутствовал молодых мэтр тюменской журналистики.
Именно своей анонимностью Интернет способствует легковесному отношению к слову, убежден и Владимир Богоделов, директор «МедиаГруппы 101». Он рассматривает Интернет как досье, заведенное на каждого из нас неизвестно кем. Этой базе данных может позавидовать ФСБ! Будущее нашей цивилизации, если мы не осознаем угрозы электронных, цифровых технологий и не научимся ими управлять, представляется ему кошмаром, который по своим последствиям можно сравнить с открытием книгопечатания со всеми вытекающими отсюда последствиями: революциями, утверждением капиталистической морали, экологическими катастрофами и т.д.
Впрочем, не все из коллег, кто привык работать в старой системе координат, видят в «сетях» «империю зла». Дело не в них, а в журналистах. Интернет, если им пользоваться с умом, – подспорье для качественной журналистики. Интернетплощадка позволяет в режиме онлайн участвовать в дискуссии, вести колонку, выставлять материалы, которые не поместились на страницах печатного издания. Следует различать социальные сети и блоги. Последние могут быть интересными, высокопрофессиональными.
Нельзя также не учитывать тот факт, что для нынешних детей Интернет – главный источник информации. Поэтому надо думать, как создать достойную конкуренцию «нехорошим» ресурсам. Вопрос ответственности формируется не Интернетом, а людьми, рассказывающими, что такое настоящая журналистика, журналистская этика.
Несмотря на «страшилки» старших коллег, молодые рвутся в электронные СМИ. У них тоже не менее веские аргументы «за»: расширение коммуникационного пространства, наличие большой экспертной базы в различных областях знания, возможность получать мгновенную оценку своих материалов (разве это не возможность учиться, расти?), аппеляция к мнению простых людей, информационная мобильность…
Оценили возможности Интернета и креативные менеджеры печатных СМИ. Так, главный редактор газеты «Тюменская область сегодня» Александр Скорбенко назвал Интернет замечательной штукой, позволяющей управлять имиджем издания, продвигать проекты, завоевывать новую аудиторию и даже зарабатывать. В то же время Интернет – это джинн, готовый вырваться из бутылки. «Чтобы иметь возможность им управлять, – уверен наш коллега, – нужно от газетных публикаций и интернет-сайтов со временем переходить к конвергентной журналистике».
Традиционная система средств массовой информации, хотим мы этого или нет, изменяется. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где происходит их сближение. И даже Р.С. Гольдберг признал сей факт в конце дискуссии. Но как мастер своего дела продолжал настаивать на качестве: «По мне все равно, где написано: в Интернете, на бумаге или зубилом по камню, лишь бы было хорошо. Я за профессиональную журналистику!».
Мы тоже, Рафаэль Соломонович.