Какой опыт стоит перенимать?
Недавно я цитировал записки «Классная Америка» Айрата Димиева из Казани, который с 2001 г. работает школьным учителем химии в обычной общеобразовательной американской школе Хьюстона. Именно в таких заведениях учится около 90 процентов ребят. Не ограничиваясь куцыми цитатами, я возвращаюсь к запискам Димиева. Сейчас, когда Госдума во втором чтении проголосовала за сомнительную реформу нашей школы, американский опыт – негативный и позитивный – может оказаться весьма полезным.
К сожалению, пишет Димиев, в ходе нынешней реформы перенимаются не самые лучшие стороны американской системы. А разрушается как раз то, чем наша школа славилась.
Хьюстон – четвертый по величине город Америки. В штате испанский язык – второй официальный, в государственных школах латиноамериканцев – более 50%, афроамериканцев – около 30%, а белых – менее 9%!
В США каждый штат имеет свою образовательную программу, разрабатывает свои государственные экзамены либо обходится без таковых. Несмотря на то что последние не имеют большой юридической силы, на результаты общенационального, а не местного экзамена ориентируются университеты, принимая абитуриентов.
Все государственные школы Америки относятся к какому-либо образовательному округу (дистрикту), аналогу нашего гороно. Только у дистрикта гораздо больше полномочий и ответственности. Он выдает зарплату учителям, принимает их на работу и увольняет. Пополняет свой бюджет за счет местных налогоплательщиков и по своему усмотрению его расходует.
Среднее образование в Америке трехуровневое: начальная школа – первые пять классов, средняя – шестые-восьмые классы и высшая – с девятого по двенадцатый класс. Две-три начальные относятся к одной средней, а две-три средних завязаны на одной высшей школе. Я работаю в высшей школе.
Школьный курс не десять лет, а двенадцать. Дети начинают учиться в шесть, а заканчивают в 17–18 лет.
В России все основные предметы изучаются каждый год, и один материал в какой-то степени повторяется. В Америке программы блочного типа. Возьмем естествознание. С четвертого по восьмой класс предмет очень похож на наше природоведение с элементами химии и биологии, а после восьмого класса распадается на биологию, химию и физику. Причем эти предметы преподаются блоками по одному за год. И так – все остальные предметы.
Каждый ученик имеет индивидуальный учебный план, куда, кроме обязательных общеобразовательных предметов, входят выборочные: виды спорта, музыка (любой инструмент), рисование, скульптура, хореография, театр и тому подобное. И ученик не может совсем отказаться от необязательных предметов. Они вносят такой же вклад в общий балл, как и обязательные предметы.
При такой системе на каждом отдельном предмете состав детей в классе совершенно разный. Если ученику не нравится учитель или предмет, в начале года он может поменять того и другого. Системой предусмотрено все, чтобы любой ребенок получил оптимальное образование и при этом ни разу не был обижен учителем. Права детей действительно не ограничены. В этом, я считаю, огромный плюс американской системы по сравнению с российской. Американские ученики и их родители в полной мере ограждены от произвола учителя и школьной администрации. А чего стоит возможность бесплатного обучения музыке и искусству? А бесплатные занятия спортом?
Ещё один плюс – огромное внимание детям с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями. В каждой школе есть специальный департамент, занимающийся именно такими учениками. Им помогает прикрепленный специалист. Средства, время и силы на обучение и поддержку таких учеников в разы превышают те, что выделяют на беспроблемных детей.
Ещё бросаются в глаза размеры и материальное оснащение школ. По сравнению с нашими, они гигантские как по размеру зданий, так и по количеству учеников. Помимо просторных классов, лабораторий, многочисленных музыкальных и художественных мастерских, каждая высшая школа имеет, например, актовый зал на тысячу мест, три-четыре спортивных зала, бассейн. А размеру и качеству травяного покрытия футбольного поля позавидуют наши городские стадионы. Во многих школах есть и отдельный театр.
Здесь распоряжения руководства не обсуждаются, а выполняются четко и в срок. У каждого учителя и административного персонала есть служебные инструкции, отклонение от которых недопустимо. Это одна из основных составляющих ментальность американцев. Однако никого не интересует конечная цель.
Учеников нельзя ругать, стыдить и тем более наказывать. Учитель должен воздействовать только позитивно, поощряя за успехи. Правила поведения очень демократичны. Дети могут разговаривать в классе, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т.д.
Кажется, что основная задача учителя – не учить предмету, а держать детей под присмотром. Это несколько утрировано, но близко к правде. В классах много детишек, которые могут хорошо учиться. Но процент неблагополучных или просто неспособных настолько велик, что нормального учебного процесса не получается.
Представьте себя учителем, который две недели пытался втолкнуть в головы учеников хоть что-нибудь. Когда вы обращались с вопросом к классу, то даже слышали вполне разумные ответы. Нечасто, но слышали. Предстоит контрольная, и вы ожидаете сравнительно высоких результатов. Но проверка контрольных показывает, что не только хорошего – вообще никакого результата нет. 10 процентов, как всегда, работу просто не делали и сдали чистые листки. Ещё 30 процентов написали что-то, но искать какой-либо смысл бесполезно, и лишь 10 процентов дают верный ответ.
На первый взгляд может показаться, что между детьми разных наций нет ничего общего. Но, приглядевшись, понимаешь, что на самом деле общего гораздо больше, чем различий. Это – система взглядов и жизненных ценностей, что определяется воспитанием и окружающей средой. Прежде всего, американские ученики невредные. У них совершенно отсутствует озлобленность, присущая российским детям. Ни в одной из моих учениц я не заметил стервозности, присущей многим российским девочкам. За редким исключением не видел я и взгляда волчонка, так характерного для некоторых российских мальчиков. Американские студенты начинают сексуальную жизнь в сравнительно юном возрасте; тем не менее ни у одной из своих учениц я ни разу не заметил вульгарного взгляда, характерного для многих юных россиянок.
Следующий момент очень важный. У студентов, за редким исключением, абсолютно отсутствует идея оппозиции учителю, школе, администрации, что так характерно для российских детей. Быть хулиганом и иметь плохие оценки не считается круто. Зато престижно заниматься общественной работой, быть на виду. Все это является результатом целенаправленного воспитания или идеологии в области образования
Отправная точка – постулат о равных возможностях, являющийся наряду с постулатом о неприкосновенности частной собственности одним из столпов американской Конституции. Второй постулат не прописан в Конституции, зато им пестрит педагогическая литература: «Несмотря на различные природные способности, каждый ученик может учиться». А что мерило успеха? Конечно же, отметка!
Ответственность за выполнение этого принципа возлагается на школу, то есть на директора и учителей. Априори считается, что сила американского государства настолько велика, что может из любого ученика сделать преуспевающего члена общества.
Утверждением о равенстве возможностей и способностей американская педагогика сама себя загоняет в тупик. Ведь что из него следует? А то, что высокий процент неуспевающих детей свидетельствует о недоработке государства в лице чиновников, поставленных на столь ответственный пост – следить за выполнением этого принципа.
Знаете, что должен сделать настоящий педагог, если у него в классе безобразничает ученик? Он должен спросить себя: «А что же я делаю неправильно, что заставляет ученика так себя вести?»
И действительно, в американской школе в центр вселенной поставлен его величество ученик, а все остальное вращается вокруг него. Для нас это диковато, тем не менее сами американцы в эту систему свято верят. Правда, не все американцы. На этом настаивают педагоги-теоретики и чиновники от образования. Рядовые же учителя, особенно старшее поколение, весьма критически высказываются об этой системе. Они ещё помнят то время, когда в школах не было сегодняшнего абсурда.
Еще одно отличие от российской школы. Наше образование полностью соответствует историческому развитию науки. Американцы же, наоборот, сразу вываливают глобальную теорию или закон при минимальном количестве рассмотренных в подтверждение примеров. Фактический материал – такой, например, как свойства конкретных веществ, – не изучается вообще. Видимо, считается, что этим не стоит забивать студентам голову. Вместо этого предлагается учить основополагающим законам, по которым вещества реагируют друг с другом.
По сути дела они запрягают телегу впереди лошади, или, точнее, вообще без лошади. Ведь без конкретных примеров общие законы не могут быть поняты и усвоены.
Окончание в следующую пятницу.