Итак, сбылось. На экраны вышла заключительная часть нашумевшей вампирской истории «Сумерки. Сага. Рассвет». В том, что эта картина станет кассовым хитом, никто не сомневался. Несмотря на критику, преданных фанатов у «сумеречной саги» достаточно, и они заранее забронировали билеты, чтобы насладиться финальным аккордом. Тем более создатели обещали, что фильм и книга будут отличаться, а это означало интригу.
Вообще рекламная кампания ленты была более чем внушительной, хотя казалось, к чему? Поклонники и так придут в кинотеатры, а на новых зрителей вряд ли придется рассчитывать. Только если они увидят предыдущие фильмы и решат завершение посмотреть на большом экране. Тем не менее продюсеры напоминали о саге, показывая трейлеры перед самыми ожидаемыми картинами года, например, такими, как «Голодные игры». К тому же бурная личная жизнь исполнителей главных ролей Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт с их публичными признаниями не давала забыть о «Сумерках». Кстати, некоторым их роман кажется тоже правильно спланированным рекламным ходом.
Особенно история с изменой Кристен, расставанием, извинением со страниц газет и примирением за два месяца до выхода фильма. Конечно, в жизни бывает все, актеры тоже люди со своими проблемами, но здесь сюжет выглядит слишком наигранным. Так или иначе, на премьеру они пришли вместе, мило улыбаясь и держась за руки. И только сейчас, когда финальная часть триумфально идет по всему миру, выяснится, что правда, а что нет.
Последний роман Стефани Майер «Рассвет» разделили на две части, и это было верное решение, поскольку там две совершенно разные истории, хотя и объединены общей темой. Первая часть фильма, вышедшая в прошлом году, завершилась рождением дочери Беллы и Эдварда Ренесми, а также девушка осуществила свою мечту и стала вампиром. Правда, это было сделано для спасения ее жизни. Новая лента начинается с пробуждения Беллы в облике вампира. Она довольно быстро освоилась со своей новой ролью, все-таки тесно общалась с Калленами, и даже стала наслаждаться ею. И все шло хорошо, пока ребенком не заинтересовались Вольтури, что-то вроде верховной власти в мире вампиров. Дело в том, что законом строжайше запрещено обращать детей, так как они не умеют себя контролировать. О том, что Ренесми – родная дочь Эдварда и Беллы, Вольтури не догадываются. Хотя, как оказалось, она не единственная на свете полувампир-получеловек. Каллены понимают, что в одиночку им не выжить, и начинают собирать союзников.
Дальше для тех, кто не читал роман, начинается сплошная путаница. Кто есть кто, запомнить невозможно, также и разобраться, какой они обладают силой. Некоторые линии вообще не раскрыты, объяснены лишь намеками. Поэтому, думаю, большинство зрителей сосредоточилось на главном – спасении девочки. План семьи такой – заставить Вольтури их выслушать и решить дело миром. А Белла готовит подстраховку – если дойдет до битвы, отправить Ренесми вместе с оборотнем Джейкобом в безопасное место. Обещанный сюрприз: битва между Калленами и Вольтури, которой нет в книге. Да и в фильме она происходит только в головах, но это становится понятно позднее. Именно битва стала самой яркой и захватывающей сценой в картине, приблизив всю эту приторную историю к вампирской теме.
Продюсеры не прогадали, пригласив для «Рассвета» режиссера Билла Кондона. Во многом благодаря ему действие ожило, стало более динамичным, появились новые интересные ходы, позволяющие даже банальный и не богатый на коллизии сюжет сделать удачным. Отдельных слов заслуживает операторская работа, превратившая, особенно первую часть «Рассвета», в очень красивую картинку. Но даже хороший режиссер не смог заставить играть Кристен Стюарт. Казалось бы, образ вампира дает простор для импровизации, но и здесь она осталась с тем же одинаковым выражением лица. И если бы не старание гримеров, перемен вообще никто бы не заметил. В сцене, где ей надо разозлиться, она делает это настолько вяло, что ей не веришь. Это же относится и к любовным сценам. Понятно, что настоящая любовь не требует громких признаний. Но как раз они есть, а чувств между героями не видно.
При бюджете в 75 миллионов долларов картина смогла в первые дни проката в три раза окупить эту цифру. И в течение месяца оставаться лидером. Похоже, вампирские истории все еще актуальны для зрителей.