Тобольской средней школе №1 исполнилось 160 лет
Жизнь сегодняшних школьников наполнена яркими, впечатляющими событиями. Но разве у тех, кто убелен сединами, она была менее интересной! Просто время было более драматичным.
Это были годы героических свершений и огромных потерь. Но школа жила, работала, учила… Красногалстучная пионерия проводила сборы, посвященные мужеству папанинцев, отважным летчицам самолета «Родина», героизму Валерия Чкалова и его друзей, совершивших беспосадочный перелет в Америку.
Звенели песни: «Если завтра война…», «По военной дороге шел в борьбе и тревоге…», «На границе тучи ходят хмуро…», «Расцветали яблони и груши…» и много других горячих, боевых, всеми любимых. На груди блестели значки: ГТО, ГСО, ПВХО. Процветал школьный спорт, любимый футбол: мальчишки и на уроках сидели в спортивной форме. На школьных вечерах играли духовой и струнный оркестры. Молодость бредила авиацией, а когда открылся филиал Тюменского аэроклуба, у нас отбою не было от желающих летать.
«Представьте на миг школьный зал, сцену с палаткой на «льдине», папанинцев… Как неповторимо чудесно выглядели Папанин, Кренкель, Ширшов. Еще бы: каждый мальчишка, мой современник, мечтал о подвигах, о легендарных перелетах, неизведанных тропах. Как сейчас помню, отряд Тамары Смирновой подготовил интересный сбор с инсценировкой о папанинцах. У нас в школе пионерские отряды входили в состав базы (дружина). Отряды легкой кавалерии следили за чистотой и организовывали дежурство во время перемен. Пионеры с огоньком трудились в своем подшефном хозяйстве (на Панином бугре). Любили мы и военные игры, привлекали к ним работников военкомата или приехавших в отпуск военных. Школьные стрелки, волейболисты, лыжники часто занимали призовые места в городе. Мы гордились ими и стремились защищать честь своей школы». Это строки из воспоминаний старшей пионервожатой школы 30-х годов Тамары Эристовой.
Ученики тех далеких лет любили свою школу, дорожили ее честью. А школа гордилась своими учениками. Среди них был и Виктор Александрович Багаев. Учился Витя ровно, увлекался музыкой, играл в школьном оркестре на домре. Может быть, и стал бы музыкантом, но не было в городе специализированной школы. И поступил в Ленинградскую лесотехническую академию. (Да-да, тобольские ребята имели основательный запас знаний и не опасались столичных вузов). В июне 1941 года с 3-го курса Виктор ушел защищать Ленинград. 900 блокадных дней сражался в действующей армии Ленинградского фронта. На Пулковских высотах был ранен. В январе 1944 года, после снятия блокады, в составе 220-й танковой бригады воевал на 1-м Белорусском фронте и закончил войну в мае 1945-го. Правда, в составе группы Советских войск пришлось «задержаться» в Германии до декабря 1947 года. После демобилизации – снова за учебники. В 1951 году завершил образование и проработал на фабрике Гознак в г. Краснокамске Пермской области до 1981 года.
Воинский подвиг солдата отмечен орденами: «Красной Звезды», «Отечественной войны» 1-й степени, «Славы» 3-й степени, многими медалями. Виктора Александровича Багаева не стало в ноябре 1986 г. Позднее его брат писал: «Мы бесконечно благодарны нашим учителям, давшим прочные знания, подготовившим из нас достойных граждан социалистической Отчизны».
Будущее… Каким оно представлялось тем, кто заканчивал школу в 1939 году? Посвятить жизнь педагогической деятельности мечтали Михаил Алехин и Зоя Куимова, стать врачами хотели Александр Возженников, Мария Чикова, Николай Соколов, Нина Афанасьева, Алла Водяникова, Калерия Мартынова и Тася Яловицкая. А Елена Белюкевич, Петр Новицкий, Нина Уженцева, Борис Новоселов и Галина Сухинина грезили специальностью инженеров, намеревались работать над укреплением советской индустрии.
Вот что писали тогдашние старшеклассники. Ольга Бодрова и Иван Слинкин: «Наша мечта – поступить в Московский институт истории, философии и литературы, окончить его и стать работниками науки и искусства». Е.М. Елохина: «Я буду учиться в институте Аэрофотосъемки. Летом прошлого года впервые поднялась в воздух. Не могу описать тот восторг, который охватил меня, когда машина, легко оторвавшись от земли, птицей ушла в голубые просторы. Мне хотелось петь и смеяться. С той поры я твердо решила посвятить себя авиации».
Посвятить себя авиации мечтали и Евгений Ловыгин, Владимир Унжаков и Тамара Смирнова. Многое не осуществилось – помешала война.