Выход в свет книжки под названием «Сюжеты» тюменский журналист Григорий Запрудин приурочил к своему 60-летнему юбилею. Наш внештатный корреспондент Гиви ЦЕНТУРИЯ встретился с автором и задал ему несколько вопросов.
– На протяжении многих лет главной темой твоих газетных и журнальных публикаций были криминальные сюжеты. Ни один из них в книгу не вошел. Почему?
– От «чернухи» устали все – и читатели, и журналисты. В моем личном архиве хранится более 500 материалов, в основе которых конкретные уголовные дела, реальные приговоры. Можно было издать их отдельной книгой, но мне это уже не интересно. Хотя кое-кто из коллег, особенно молодых, по-прежнему считает этот жанр наиболее выигрышным. Флаг им в руки.
– «Сюжеты» – плод вымысла или подлинные житейские истории?
– Тексты написаны в разные годы, начиная с 70-х. Большинство из них – робкая проба пера. Буйство фантазии тесно переплетается с пережитым, увиденным лично.
– Кто из писателей стал, если не кумиром, то образцом для подражания?
– Кумиров никогда не искал, но в юности запоем читал О,Генри, потом полюбил Василия Шукшина. С большим удовольствием читаю отдельные вещи Владимира Кунина, Юрия Полякова… Подражать кому-то считаю делом абсолютно глупым. У каждого автора должен быть свой, неповторимый мир, своеобразный стиль, узнаваемые герои – это аксиома.
Замечу, что газетная поденщина отнюдь не способствует формированию изящного стиля. Редкому журналисту удается избавиться от набивших оскомину штампов и стать хорошим писателем. Всегда с иронией отношусь к тем, кто, более-менее гладко изложив банальный сюжет, начинает искать над своей головой светящийся нимб или лавровый венец.
– Сегодня в избытке всевозможных учебников и пособий по литературному творчеству, их авторы делятся секретами того, как достичь вершин профессионального мастерства, стать известным и богатым. Насколько эти книги и впрямь полезны?
– Единственной по-настоящему полезной книгой я считаю «Орфографический словарь», где каждый раз находишь для себя что-то новое. Поучившись в разные годы в некоторых творческих вузах, я полностью согласен с мнением известного кинодраматурга, который сказал: «В большинстве из них учат студентов сколачивать табуретки, и лишь отдельные ребята оказываются способны превратить эту мебель в дельтаплан».
– Значит ли это, что твоя книга «Сюжеты» – всего лишь обыкновенная «табуретка»?
– Надо быть честным: да. Зато, как говорится, есть к чему стремиться!