В Тюменской филармонии прошел Музыкальный фестиваль Дениса Мацуева – масштабный проект с участием звезд мирового уровня. Народного артиста России Дениса Мацуева, одного из лучших пианистов современности, знают все любители классической музыки. Он пригласил своих друзей, чтобы дать еще одну возможность меломанам приобщиться к шедеврам исполнительского искусства.
Открылся фестиваль концертом симфонической музыки. Денис Мацуев вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова исполнил произведения Чайковского.
Сначала прозвучал Концерт №1 для фортепиано с оркестром, сочинение знаковое даже для не очень подготовленного слушателя. Ну а поклонники классической музыки узнают его по первым аккордам. Однако и здесь Денис Мацуев сумел расставить свои акценты, ни в коей мере не нарушая мелодический ряд. Тем и отличается виртуоз от простого исполнителя, что даже через, казалось бы, консервативную музыку может продемонстрировать собственную индивидуальность. Второе отделение было отдано Симфонии №4, которую исполнил уже один оркестр. Владимир Спиваков привычным взмахом дирижерской палочки подчиняет себе большой коллектив, заставляя четко следовать его указаниям. Произведение тоже известное, но от этого нисколько не теряющее своей привлекательности. После того как стихли последние звуки симфонии, зал взорвался аплодисментами. Маэстро три раза вызывали на бис, не желая отпускать. Он выбрал «Венгерский танец», вальс из «Спящей красавицы» Чайковского и вальс из «Маскарада» Хачатуряна.
На следующий день Денис Мацуев встретился с журналистами. На пресс-конференции присутствовал директор Тюменской филармонии Михаил Бирман.
– Я очень рад быть здесь, потому что Тюмень стала для меня родным городом, – начал встречу Денис Мацуев. – Я всегда говорил, что Сибирь – это мои самые любимые места, самые любимые люди. Я очень ценю дружбу, и все мои региональные фестивали основываются, прежде всего, на ней, и этот – тоже. Мой друг Михаил Михайлович Бирман держит в своих руках филармоническую жизнь Тюмени. Это сложно, но я могу утверждать со знанием дела, что она, жизнь, бьет ключом. Вы видите – зал переполнен, и во многом это заслуга Михаила Михайловича. Я с удовольствием принял его предложение, пригласил своих друзей и привез фестиваль в Тюмень. Всего у меня десять фестивалей, не только в России, но и во Франции, и в Америке. Два года назад вы имели возможность побывать на фестивале «Crescendo». Непременные условия любого моего фестиваля – концерт стипендиатов фонда «Новые имена». Это семья, которая воспитала меня и многих других музыкантов, прославляющих русскую исполнительскую школу по всему миру. Первый концерт показал, что зрители готовы к фестивалю, что им это интересно. Когда на сцене стоит большой симфонический оркестр, он не может не заворожить. И, соответственно, вытекает мысль, что в Тюмени должен быть свой симфонический оркестр, публика его заслужила. Это позволит значительно расширить репертуар, и, я надеюсь, фестиваль станет трамплином для рождения оркестра. Я знаю, местные власти говорили об этом, а во всем мире классическое искусство существует благодаря поддержке государства и меценатов.
– Михаил Михайлович, возможно ли пригласить музыкантов в оркестр для работы, говоря простым языком, вахтовым методом?
– Это исключено, оркестр должен базироваться в Тюменской филармонии, и все программы, планы выстраиваться на месте. Мы не можем зависеть от приглашенных артистов, хотя есть такие примеры, когда музыканты собираются один раз в сезон и играют на каком-то фестивале. Нам нужен постоянный оркестр.
– У вас уже есть костяк – дирижер Евгений Шестаков, есть инструменты, – продолжает разговор Денис Мацуев. – Я думаю, надо провести всероссийский кастинг, определить бюджет, который будет не меньше президентского гранта оркестров Москвы и Санкт-Петербурга. И тогда появится визитная карточка вашего региона.
– У нас большой дефицит местных музыкантов, та же духовая школа находится в плачевном положении…
– Всероссийская беда – дефицит духовиков по стране. Это касается и Московской консерватории, и Санкт-Петербургской, не говоря уже об Урале и Дальнем Востоке. Не за горами времена, когда начнем приглашать легионеров. До революции в консерватории на духовых специальностях преподавали иностранцы – французы, австрийцы, немцы. Возможно, это выход из положения, я много раз говорил, что талант не имеет национальности. Однако хотелось бы вырастить и своих музыкантов.
– Вы всегда играете Первый концерт Чайковского так быстро?
– Когда ты выходишь на сцену, то думаешь в этот момент о музыке и не следишь за секундомером. Конечно, есть план, есть заготовленные интерпретации, но окончательно все вырисовывается на выступлении. А вообще, это стремительный и виртуозный концерт, который надо играть так, как писал Петр Ильич. Его партитуры не всегда удобны исполнителям, поскольку он гениальный композитор, но не пианист. Если сравнивать Чайковского и Рахманинова, то у Чайковского все «антипианистично», и это проблема солиста, как он справится с нотами. А Рахманинов писал для себя, и там все разложено «по пальцам».
– В фонд «Новые имена» приняты двое наших земляков. Какова их дальнейшая судьба?
– Они стали членами нашей семьи, но не значит, что завтра у них начнется гастрольная деятельность по сто концертов в сезон. Во-первых, это опасно, во-вторых, они находятся в самом начале пути, и я пожелал им развиваться постепенно. Здорово, когда появляются такие самородки, но этого мало, их должно быть больше.
– Как вы выдерживаете такой ритм жизни?
– Мне он нравится, хотя считаю, не обязательно жить в бешеном темпе. Количество ради количества – такового я не приемлю, необходимо, чтобы и качество оставалось на высоком уровне. Если это удается сочетать, тогда все в порядке. Но, к сожалению, «чёс» проник и в классическую музыку. А на записях тоже не заработаешь, аудиорынок в нашем жанре практически мертв. У меня через месяц выходит пластинка, я записал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром Второй концерт Рахманинова и рапсодию в стиле блюз Гершвина. Как ее будут продавать в России, не знаю. Видимо, придется брать с собой и продавать после концерта.
– Вас часто видели в качестве зрителя на Лондонской Олимпиаде. Там была какая-то культурная программа?
– Конечно. Так совпало, что я играл на Эдинбургском фестивале и приехал на последние три дня. Считаю, что мы очень здорово выступили, я счастлив, что у нас в стране будут Олимпиада и чемпионат мира по футболу.