В четырнадцатый раз в Тюмени проходит Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусств. Его изюминкой стало возвращение к истокам: как в былые дни, на выставке-конкурсе в музее изобразительных искусств рядом с собственно дизайнерскими проектами демонстрируются произведения “чистого искусства”, дизайнерами сотворенные.
“Основа тюменской дизайнерской школы – это рисунок и живопись, – напоминает Геннадий Вершинин, директор института архитектуры, дизайна и визуальных искусств в составе Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. – Мы считаем, что для Тюмени принципиально важно сохранять эту художественную традицию, иначе дизайн может превратиться в тематический вид творчества”.
Откуда традиция вырастает, наглядно показывают планшеты с учебными заданиями и образцами ученических работ. Например, студенты из класса Елены Улькиной для тренировки навыка создают портреты растений и домов, рисуют карандашом натюрморты и пейзажи, восхищающие тонкостью и тщанием даже вузовских педагогов.
Тюменские студенты-дизайнеры неизменно приводят в восторг и жюри международного конкурса дипломных проектов. По давнему заведению, призеров этого конкурса чествовали на открытии фестиваля. А их проекты, с корабля на бал, угодили на родной тюменский конкурс и, соответственно, на выставку в музей. Тут каждый может убедиться, что студенты подходят творчески даже к выбору объекта проектирования, живо откликаясь на веяния времени, как Никита Елфимов, сумевший превратить роман “Вокруг света за 80 дней” Жюля Верна в интерактивную книгу, или стремясь к созданию дружелюбной городской среды, как Александра Боброва, сделавшая общественные туалеты жизнерадостными снаружи и функциональными внутри…
Работы победителей красноярского конкурса и дома без наград не остались. Жюри во главе с профессором Николаем Ляпцевым из Уральской государственной архитектурно-художественной академии вообще не скупилось на поощрения. В шести основных номинациях – “Индустриальный дизайн”, “Живопись и графика”, “Коммуникативный дизайн”, “Дизайн среды”, “Интерьер”, “Дизайн-педагогика” – было роздано около полусотни дипломов. Выставка стала парадом двух родственных школ дизайна – екатеринбургской и тюменской. А в номинации “Дизайн костюма” и в модном показе, прошедшем в малом зале Тюменского драматического театра, тон, по обыкновению, задавали омичи. Неслучайно гран-при достался Юлии Ручиной и Анастасии Ерлиной из Омского института сервиса. На Всероссийский интернет-конкурс молодых архитекторов и дизайнеров, также прошедший в рамках фестиваля, в этом году поступила 171 работа. Оценивать их доверили профессорскому жюри, объединившему зубров дизайна из разных художественных вузов, в том числе Москвы и Петербурга.
Программа фестиваля получилась объемной и разнообразной. Основную экспозицию дополняют плакаты в память о художнике и фотографе 20-30-х годов XX века Александре Родченко и юбилейная подборка проекта “Автомания”. Как всегда, подоспела и персональная выставка на двоих. В нынешнем году двое – это Антон Аникин со своими “Гранями дизайна” и Любовь Перепелкина, универсальный человек, успевший поработать едва ли не во всех сферах дизайна. Помня, что участникам полезно не только себя показать, но и на других посмотреть, а еще лучше поучиться, организаторы фестиваля позвали столичных профессионалов провести для тюменцев мастер-классы. Особый интерес вызвал известный мультипликатор Михаил Алдашин. А для преподавателей устроили круглый стол по проблемам дизайн-образования.
Тема эта приобрела драматическую актуальность в связи со скороспелым делением вузов на эффективные и неэффективные. Профессор Ляпцев предложил оценивать эффективность вуза по результатам труда выпускников. В Тюмени результаты эти налицо, хотя многие достойные проекты и остаются пока нереализованными. Облик города меняется к лучшему (особенно это замечают те, кто давно у нас не был) при деятельном участии тюменских дизайнеров, которые не устают пропагандировать любимое дело, устраивая выставки, конкурсы, оригинальные акции и ежегодные осенние (по календарю!) фестивали.