В области продолжается обсуждение проекта «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации». Наш корреспондент побеседовал на эту тему с председателем национально-культурной автономии татар Тюменской области Ришадом Зиганшиным.
– Обсуждению мы посвятили октябрьское заседание совета автономии, – рассказывает Ришад Сабирович. – В нем приняли участие председатели всех 14 национально-культурных автономий муниципальных районов, в которых компактно проживает татарское население. Почти все лидеры НКА территорий области являются главами сельских поселений, и им хорошо знакомы запросы земляков. Поэтому они приняли в обсуждении активное участие. Совет решил поддержать представленный проект, но только с обязательным условием: вписать пункт по сохранению и развитию национального образования.
– Неужели разработчики забыли о столь ключевой позиции, позволяющей народам России сохранить языки?
– Можете убедиться сами. Текст перед вами.
– Читаю: «…содействовать реализации прав общественных объединений граждан, национально-культурных автономий на создание негосударственных (частных) образовательных и научных учреждений». То есть ваша областная и районные автономии предлагают включить в проект пункт по сохранению и развитию государственного, подчеркиваю: именно государственного национального образования.
– Об этом и говорили все члены нашего совета. Вместе с тем ими было отмечено, что проект стратегии национальной политики, хотя и требует доработки, тем не менее чрезвычайно актуален для многонационального государства. Для внесения предложений в проект нами была сформирована рабочая группа. Она уже подготовила рекомендации: с какого класса и сколько часов в неделю преподавать татарский язык, какие образовательные компоненты следует усовершенствовать.
– Ну, а ситуация в области культуры вас полностью устраивает?
– В местах компактного проживания татар работают и, надо сказать, хорошо работают 74 Дома культуры и сельских клуба, в городе Тюмени превосходно отремонтирован и оснащен центр татарской культуры. Нас беспокоит другое. Во многих мечетях, а их всего 98, сегодня закрыты двери. По разным причинам: некоторые из них не представляли отчеты налоговой службе, но чаще – из-за отсутствия имамов.
– Помнится, много говорилось о подготовке исламских священнослужителей в селе Ембаево.
– Да, действительно туда неоднократно направлялись средства областного бюджета – и на ремонт исторической мечети, и на организацию учебного процесса. Но медресе существовало только на бумаге. Приезжали случайные люди даже из других стран. Их называли шакирдами, однако серьезного обучения там не было.
– Как же так случилось? Некому проверить, насколько эффективно используются деньги налогоплательщиков? Некому проверить качество образования? А ведь в Тюмени немало докторов и кандидатов исторических и политических наук, считающих себя хорошими специалистами в области ислама.
– Скорее всего, их никто не приглашал. Медресе закрыли. Однако многотысячное население настойчиво требует подготовки имамов из числа местных татар. Сегодня область активно приезжают выходцы из республик Средней Азии, Кавказа и других мест. Некоторые из них – к слову сказать, плохо владеющие татарским языком, – становятся имамами и чаще всего игнорируют местные обычаи и традиции. Кое-кто из них занимает воинствующие позиции: пытаясь запретить местным татарам поминать усопших в определенные дни, поклоняться мавзолеям (могилам святых «астана»), проводить другие религиозные мероприятия, заповеданные еще прадедами. Были и такие, кто готов «взорвать» мир и согласие на тюменской земле. Достаточно вспомнить трагические события в Татарстане, где вконец распоясались радикалы. Сегодня государство и областное правительство вновь идет навстречу верующим. Медресе будет открыто, но шакирдами станут молодые люди из тюменских аулов. Впоследствии, после окончания медресе, им поспособствуют в учебе на заочных отделениях исламских и государственных университетов.
– Ришад Сабирович, уже много лет, просматривая информацию с афишных тумб, частенько встречаю сообщения о том, что в крупном по численности областном центре гастролирует тот или иной татарский театр из совсем маленьких городков Башкирии, Оренбургской и других областей. И становится не по себе: местные татары не имеют профессиональной актерской труппы. Никто не говорит, что для нее требуется отдельное здание, в городе достаточно сценических площадок. У нас построили гигантский театральный дворец. Неужели и в нем не найдется трех комнат для дислокации хотя бы небольшого творческого коллектива из представителей коренного народа сибирских татар?
– Областная автономия готова заключить договор с департаментом культуры Тюменской области на подготовку расписания гастролей ведущих творческих татарских коллективов России. И в этом областная власть идет нам навстречу. А вот с организацией профессиональной актерской труппы в Тюмени будет посложнее. Здесь требуется организатор-энтузиаст, который бы начал формировать труппу из талантливых ребят еще на актерском факультете. Пока мы не можем найти такого подвижника, который бы вписал свое имя в историю нашего народа.