Такое всеобъемлющее обозначение получил День финно-угорской культуры, прошедший на днях в Тюмени. Своё искусство в песенно-танцевальном жанре, в декоративно-прикладном творчестве, в приготовлении блюд национальных кухонь показали живущие в нашем крае ханты, манси, ненцы, селькупы, марийцы, удмурты…
Известно, что культура финно-угорского мира чрезвычайно интересна и разнообразна, она уходит корнями в глубины веков, вбирая в себя богатый опыт предшествующих поколений. А этническая группа довольно обширна географически и объединяет в одну большую языковую группу венгров, ливов, вепсов, ижорцев, карелов, коми-пермяков, коми-зырян, марийцев, мордву, удмуртов, народ эрзя, мокшу, саамов, финнов, эстонцев и, конечно, этносы Тюменского Севера – манси, хантов, селькупов, ненцев.
Председатель областной общественной организации «Центр культуры и творчества финно-угорских народов» Любовь Собянина говорила о важности таких событий в жизни этих небольших диаспор: «Наши народы живут любовью к каждой хвоинке, дождинке, любовью к капле воды, любовью к людям, к красоте, любовью к природе. И это своеобразие можно прочувствовать, увидеть и услышать в каждом виде творчества: в песне, в танце, в орнаменте того или иного традиционного изделия, в ястве национальной кухни… По большому счёту наше благополучие и этническое развитие всегда зависело и зависит от разумной, целенаправленной политики государства – от тактики невмешательства до попыток интегрировать нас в общегосударственную систему». Важно, отметила Л. Собянина, сохранить духовные ценности наших этнических групп, изучая и используя это духовное богатство – вполне реально уберечь хрупкое наследие от негативного влияния современных процессов.
В качестве примера классического «переделывания» традиционной культуры можно вспомнить четырехсотлетнюю историю взаимодействия обских угров с представителями других этносов, связанную поначалу с колониальной политикой царского правительства по отношению к инородцам (XVI век), затем с христианизацией (XVII-XIX века), атеистической кампанией XX века и, наконец, с освоением нефтяных и газовых месторождений, продолжающимся и по сей день. Люди не по своей воле оказались в новых социально-политических и экономических условиях, когда произошла частичная трансформация многих сфер их традиционной культуры: почти полностью исчезли керамическое производство, традиционное ткачество и кузнечное дело, а основным занятием стала добыча пушного зверя – то, что специалисты называют искусственной (вынужденной) специализацией. Отдельный разговор – об уроне, нанесенном их духовной культуре и мировоззрению в процессе христианизации и последующего воинствующего атеизма. Исследователи тем не менее считают, что традицию финно-угорских верований полностью разрушить не удалось, ибо имеет место быть очень стройная религиозная система, органично и естественно объединяющая все сущее в единый живой мир. Это даже не столько религия, сколько образ жизни, где поведение человека составляет сложный порядок ритуалов, сопровождавших его от рождения и до самой смерти. Кроме того, сами религиозные представления финно-угров об историческом происхождении этноса обеспечивают жизненно важное (единственное в своем роде) определение того, кем они являются. Так что подмена здесь невозможна по определению. В противном случае групповая идентичность (самоидентификация) получила бы смертельный удар. От нападок на традиционную религиозную систему, к примеру, страдает статусная роль мужчины, ибо теряется смысл всего и вся, происходит подрыв основополагающих представлений. А без них ослабляется индивидуальная и коллективная выживаемость – по сути, происходит моральное разложение этноса.
Тем не менее дальнейшая судьба финно-угорских народов в регионе во многом зависит от продуманности, если хотите, научности этнокультурной политики. Кстати, повод для оптимизма все-таки есть: создаются этноприродные парки, строятся дворцы национального творчества, этнографические музеи, открываются малокомплектные национальные школы, разработан ряд целевых программ… По словам кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника лаборатории антропологии и этнографии Института проблем освоения Севера Нины Лискевич, автора исследования «О некоторых итогах исследования этнографии коми юга Западной Сибири», основные центры компактного расселения этого народа у нас в области – в Ялуторовском и Ярковском районах. Этническое самосознание, самобытность и основные элементы традиционной культуры лучше всего сохраняются и воспроизводятся в селе Староалександровка. Удивительно, отмечает исследовательница, но там до сих пор стоят великолепные дома с крепкими столетними бревенчатыми стенами, есть старинные печи с полатями, сама обстановка, которая была характерна для начала XX века. И люди там живут талантливые, гостеприимные.
Цивилизованный процесс, как бы то ни было, не может считаться таковым без адаптированной для этих народов системы образования, учитывающей особенности их психологии, национальных традиций, мировоззрения, языка и роль семейного воспитания.
Интересна, кстати, и пространственно-временная составляющая финно-угорского мира. Место угров (их расселение от Дуная до Оби, а то и до Байкала), толща тысячелетий (история этносов, оказывается, уходит корнями чуть ли не в ледниковый период) и некоторые языковые особенности (ученые, в частности, установили: в речи угров содержатся выражения, схожие по смыслу-звучанию с германскими и кавказскими языками). Есть также предположение, что этнос мигрировал с Запада на Восток, а не наоборот, как принято считать.
Что касается героической эпохи, то она у финно-угров, возможно, совпадает с эпохой викингов в Северной Европе, но по временному охвату несколько шире – VI-XII века. Согласно исследованиям, этнос нередко демонстрировал военную силу и оказывал сопротивление колонизации. Например, прогнал тех же викингов, не пустив их за Урал. Как гласит легенда, однажды в верховьях Сосьвы некие пришлые гребцы на ладьях попросили еды у стоявших на высоком берегу местных воинов. А те в ответ сбросили им объедки, намекая на нежелательность вторжения чужаков на их земли. С тех пор название того места звучит так: «Скала, с которой была сброшена голова лосенка» («Нуппклайм керас»). Таким образом, они противостояли агрессивным пришельцам во все времена, а покорились их напору только в эпоху огнестрельного оружия.
Очень важно сегодня не упустить время, удержать утончающуюся ниточку времён, связь поколений. Народный дух пока ещё жив и жизнеутверждающ, благодаря своей любви к окружающему миру. О том поют, слагают свои баллады и оды ревнители традиции. О красоте мира свидетельствует и каждое па хореографических фольклорных групп.
Дом, домашний очаг – это твоя семья и твоя история. Для всех народов это священные понятия, ибо здесь можно найти стол, кров, тепло и защиту. А накрытый стол с яствами непременно освящается специальными ритуальными действиями. Поскольку пища – категория сакральная, к её добыче и приёму отношение соответствующее, требующее соблюдения норм и правил. В День финно-угорской культуры священный акт дегустации блюд национальных кухонь благословляют при помощи определённых заговоров, отчего угощения кажутся особенно вкусными. Мудрая народная культура, дошедшая до нас из глубины веков, всё-таки актуальна и поучительна, в том числе для нас, представителей урбанизированного «остального» большинства, потчуемого всевозможными «фаст-фудами». Отгоним от нашего стола этих злых духов! Прислушаемся к древней традиции!