Предметом моих размышлений в этой статье станет выдающийся мыслитель и великий преобразователь России Каразин Василий Назарович (1773-1842). Его политическая, государственная, научная деятельность выходит за грани физических возможностей одного человека.
Каразин родился 30 января 1773 года в селе Кручик Богодуховского уезда Харьковской губернии в семье отставного полковника. Назар Александрович (1731-1783), отец ученого-энциклопедиста, происходил из греческого рода Караджи, за свои ратные подвиги в русско-турецкой войне получил от императрицы Екатерины II в вечное потомственное владение поместье Кручик.
Отец мыслителя свободно владел немецким, греческим, болгарским, турецким языками и, конечно, русским и украинским. Обладатель имения Кручик и двух деревень с крепостными крестьянами общался со многими известными людьми Украины. Есть легенды, что домашним учителем двух сыновей, Василия и Ивана, был великий украинский философ Григорий Сковорода. Сам Назар был женат на красавице и умнице, дочери полкового есаула Варваре Яковлевне Ковалевской. Почему-то вспомнились суждения великого немецкого философа Артура Шопенгауэра, который считал, что интеллект наследуется по матери. Василий Каразин с самого раннего детства обнаружил страстное желание учиться, образование получил в частных пансионатах Кременчуга и Харькова.
Военную службу в Семеновском лейб-гвардии полку в Санкт-Петербурге он совмещал с посещением лекций в горном училище, одном из лучших учебных заведений страны. Постоянное стремление к самосовершенствованию подвигло его к поездке за границу с целью изучения знакомства с новейшими достижениями естественных наук. Однако он был задержан и, упреждая донесения властей, отправил государю Павлу I письмо, которое произвело приятное впечатление, и государь даже пожелал встретиться с нарушителем российского законодательства.
После личного общения В. Каразин был прощен и даже обласкан императором, его манера говорить, уникальная начитанность, свободное владение основными европейскими языками и латынью производили впечатление на собеседников. Восшествие Александра I на престол Каразин отметил анонимным письмом, которое содержало целую программу царствования в духе доверия к общественному мнению. Александр Павлович был поражен содержанием письма и попросил своих подданных разыскать автора, после ряда встреч император позволил обращаться к нему по общественным делам.
В течение почти четырех лет Василий Назарович пользовался доверием Александра I, император пожаловал Каразину, минуя два чина, чин коллежского советника, что соответствовало званию полковника, последняя его должность – статский советник, генеральское звание. Такое стремительное карьерное восхождение Каразина связано с кипучей деятельностью. Ему не было и 30 лет, но слава его, как реформатора, распространилась по всей России. Вот лишь некоторые деяния: написал историко-политический трактат, в котором отразил признание экономических отношений одним из определяющих исторических факторов, утверждение их существенной роли в формировании не только нравственных принципов, правовых норм, политических идей, но и общих теоретических понятий о мире, о философии, религии и искусстве. Каразин разработал методологию государственной статистики, финансовой политики, стабильности рубля, реформу судебных органов, составил фундаментальную «Историю медицины в России».
Он явился создателем первого в мире министерства просвещения Российской империи. Каразину принадлежит идея правил взаимоотношений между студентами и преподавателями, введение ряда дисциплин в учебные программы университетов, составление проектов университетских и академических уставов. Просветитель явился основателем шестого университета в России – Харьковского. Имея высокий должностной статус в министерстве народного образования, он склонил украинское дворянство, купцов, богатых людей, популярных деятелей среди всех сословий для пожертвования на университет. Он убеждал в своих устных и письменных выступлениях, что университет будет готовить для России «злотоустных наставников в слове Божием и нравственности, просвещенных изъяснителей воли царской, мудрых судей, врачей, естествоиспытателей и ученых, образованных коммерсантов, ораторов, поэтов, учителей-воспитателей русского юношества».
Была собрана огромная сумма – 400000 рублей. В 1805 году состоялось открытие Харьковского университета. Благодарные жители Харькова поставили в 1905 году памятник Василию Каразину, сейчас он стоит у главного входа в университет, носящий имя основателя. Обладая огромными знаниями в разных научных дисциплинах и имея феноменальную память, связывая свои деяния с практикой жизни, Каразин удивительным образом переходил от одного предмета к другому, достигая восхитительных результатов. Все это сделал чиновник-просветитель, которому едва перевалило за 30 лет.
Его мировоззрение, миросозерцание выражало определенный вектор, характеризующий идею преображения Отечества, через внутреннее обновление православного человека. Во всех своих начинаниях многосторонней деятельности мыслитель был первопроходцем. Своими знаниями ученый охватывал все области наук в их единстве, соединял науку с практикой, социологию – с политикой и искусством, включая практические навыки ремесел, технику, промышленность, сельское хозяйство.
Масштаб дарования и работоспособности его был таков, что современники Каразина так и не узнали предела его интеллектуальных сил и возможностей, он до конца своей жизни фонтанировал, генерировал идеи и щедро делился ими с людьми. Каразин имел обширный круг знакомств, его эпистолярное наследие поражает, он писал в год до тысячи писем, в которых наличествовали проекты и советы, за проведение их в жизнь исповедуемых и проповедуемых им идеалов государственности, истины, научной объективности, добра и справедливости.
В нем жило всегда подлинное озарение веры, но и разум, и чувства в свободном вдохновении не знали никаких стеснений и преград. Это имело свои существеннейшие проявления во всех делах и научных исследованиях, за которые брался Каразин. Трудно живется талантливому человеку в любой стране, у него всегда много завистников, еще труднее гениальным людям, т.к. они опережают своими озарениями свое время, и их многие не понимают. Вокруг Каразина, с его неутомимой деятельностью, постоянно мельтешили завистливые люди, они плели интриги, строчили доносы. Александр I охладел к своему советнику, выступления Каразина в общественных, присутственных местах, его статьи в журналах, посылаемые многочисленные письма-проекты на имя императора, министра внутренних дел В.Н. Кочубея не находили поддержки, вызывали раздражение у власть предержащих. Записки, письма-проекты иногда представляли десятки тетрадей, он вмешивается в сербско-турецкий конфликт, предлагая правительству себя в качестве дипломата для его урегулирования, советует, как вести себя правительству по отношению к французам, что нужно сделать, чтобы выиграть войну с Наполеоном. Как говорится, инициатива наказуема, по приказу Александра I Каразин был арестован и провел 8 дней на гауптвахте, а в 1820-21 гг. за критику существующего общественно-экономического строя был заключен на шесть месяцев в Шлиссельбургскую крепость. Последовал официальный запрет писать письма на имя императора, этот запрет действовал и в период царствования Николая I.
В своих выступлениях в печати он критикует правительство: «Нет ни одного важного правительственного места, в котором не было бы иностранцев, не имеющихся с нами ничего общего, не привязанных к России ничем, кроме денег, которые от нее получают». Невольно напрашиваются исторические параллели, связанные с 90-ми годами прошедшего столетия, когда иностранные экономисты-финансисты с отечественными либералами-демократами проводили в России антинародные реформы, которые самым негативным образом сказываются и теперь. Каразин, являясь вице-президентом «Вольного общества любителей российской словесности», позволял себе высказывать нелицеприятную критику в адрес императора. Монарх для мыслителя – божий помазанник, наместник Бога на земле, следовательно, он не собственник народа, а правитель, ведущий православный народ к блаженству во всех проявлениях жизни. Власть должна быть ограничена законом и общественным мнением. Выразителем общественного мнения является Дума, состоящая из уважаемых граждан страны. В своем имении Кручик он учредил сельскую Думу, которая представляла самоуправление крестьянами.
А.И. Герцен, пристально следивший за деятельностью Каразина, считал его «неутомимым работником на общую пользу, бравшимся за все и вся с необыкновенной энергией, толковавшимся во все двери и встретившим везде отпор, препятствия и невозможность произвести в этой среде что-либо путное». В. Каразину было предписано покинуть столицу и удалиться в свое имение Кручик, что он и сделал. Но своей бурной деятельности он не прекратил. Находясь вдали от столицы, пишет ряд статей, решительно критикуя западноевропейское влияние на русское общество, указывая на сущностную значимость для русской культуры, ее историческую самобытность, окормленную православной верой, имеющую греко-византийские корни. «Дух развратной вольности, идущий с Запада, все более заражает все состояния, народ раздражается против правительства прозападного толка, умножением тягостей и навязанной ему чуждой культуры». В 1811 году Каразин организовал в Харькове «Филотехническое общество», которое субсидировал за счет своих средств, оно просуществовало семь лет, цель этого общества носила утилитарный характер – использовать энергетические и минеральные ресурсы во благо Украины.
Деятельность Каразина как публициста сосредотачивалась в основном на практических сторонах общественно-политических вопросов, имеющих большую значимость для того времени. Чрезвычайные ученые заслуги мыслителя как-то отступают перед исключительностью его влияния на общественную жизнь России. В одном из своих докладов «Об ученых обществах и периодических сочинениях в России» он рассматривает два фактора, влияющих на общественную жизнь, – это литература, которая не должна быть подражательной (западной), а должна иметь «возвышенную цель, действующую на сердце», отражать естественные процессы, происходящие в стране, и второй фактор, связанный с политикой и критикой идей материалистов-просветителей Франции, которые были очень популярны в России XVIII и первой половины XIX веков. Каразин критикует интеллигенцию, преклоняющуюся перед западной цивилизацией – «любимыми основаниями наших писателей и политиков не могут быть ни мнимые права человека, ни псевдосвободы». Почти двести лет прошло, как произнесены эти слова мыслителем, но и сегодня либералы-демократы продолжают навязывать нашему народу вестернизацию России.
Начало. Окончание следует.