Сланцы – это не пляжные тапочки
В конце октября на последнем кремлевском совещании по топливно-энергетическому комплексу президент Владимир Путин почти официально признал, что «сланцевая революция, о наступлении которой давно говорили многие эксперты, свершилась.
Всё больше государств внедряют новые технологии добычи и переработки газа. К примеру, в США это позволяет рентабельно добывать сланцевый газ… В 2011 году, по имеющимся данным, объёмы добычи сланцевого газа в США выросли до 214 миллиардов кубических метров. Мы … должны действовать предельно расчётливо, но в то же время очень гибко».
Между прочим, первым пунктом повестки этого совещания значилось обсуждение проекта доктрины энергетической безопасности России. В связи с чем президент попросил Газпром «провести необходимый анализ и доложить Комиссии основные принципы экспортной газовой политики».
Совет директоров газовой монополии обсудил поручение президента. Судя по сообщениям, Газпром решил, что добыча сланцевого газа в России “неактуальна”. Однако председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил, что “направление сланцевой нефти представляет заметный интерес”.
Можно понять, почему г-н Миллер так среагировал на просьбу президента: Россия действительно занимает первое место в мире по запасам природного газа, и добывать сланцевый, может быть, не стоит. По-моему, ключевые слова в поручении главы государства совсем другие: «Мы … должны действовать предельно расчётливо, но в то же время очень гибко». Гибко! А вот этого Газпром делать не умеет, а может, и не хочет. Я недавно уже писал об этом: газовая монополия все последние годы строила свое величие на экспорте газа по заоблачным ценам. И – потеряла за последнее время треть прибыли. Последние данные показывают, что и добыча газа в концерне упала на 2% – не хватает инвестиций, вбуханных в прокладку экспортных газопроводов. Правда, их заполнять нечем, но это детали…
Улетает в трубу не только прибыль. Экономист Сергей Алексашенко обращает внимание на рекордную скорость падения цены самого концерна. «Хуже Газпрома нет никого, – пишет Алексашенко. – Потерять (с 2008 г. – И. О.) более половины своей стоимости — такого никому не удалось».
Значит, надо учиться продавать газ не за 400, как сейчас, а за 200 долларов – такова его цена на мировых рынках. Это и есть гибкая политика.
Между тем еще в апреле, выступая в Думе, президент Путин осторожно сказал, что добыча сланцевого газа «может серьезно перекроить структуру рынка углеводородов. Отечественные энергетические компании должны уже сейчас ответить на этот вызов». Но принципы работы, в частности Газпрома, сомнению не подвергались, пока европейские потребители, связанные с нашей монополией обязательствами: или бери по навязанным ценам, или плати штрафы за то, что не выкупил газ вдвое дороже, – не пошли в суды. Одно разбирательство уже закончилось в пользу чешской компании.
Газпром честно пытался не замечать сланцевую угрозу, и его менеджеры доказывали, что все это ерунда. Но весной и российские эксперты заговорили о реальности сланцевой революции. И заключили: к 2016 г. американцы построят терминалы для загрузки транспортов сжиженным газом (который, по уверениям Газпрома, сжижать невозможно), цены полетят вниз, и большие сегменты рынка для нашей монополии могут быть потеряны. Это и случилось.
Вряд ли Газпром вернет рынки за пределами России. Скорее всего, он при поддержке правительства продолжит взвинчивать цены на рынке внутреннем, и расплачиваться за манию величия монополиста придется нам с вами.
Но, может быть, монополия хоть частично отыграется на сланцевой нефти? Объявлено: “Газпромнефть”, которая входит в состав концерна, собирается активно осваивать баженовскую свиту в Ханты-Мансийском автономном округе. Баженовка и хранит запасы сланцевой нефти. Говорят, что в 2013 г. начнут бурить скважины и развернут дальнейшую разведку.
Однако у меня большие сомнения по поводу того, что с помощью сланцевой нефти мы наверстаем то, что проворонили на добыче и торговле газом. Смотрите: только к 2021 г. «Газпромнефть» рассчитывает извлекать около 1 млн тонн в год, а через пять лет добыча уже начнет снижаться. Правда, промышленную разработку баженовки давненько начали “Сургутнефтегаз” и “Роснефть”. “Сургутнефтегаз” за последние 30 лет пробурил на свите 600 с лишним скважин, более чем в трети притоки нефти не получены. По данным на май прошлого года, из баженовки компания добыла всего ничего: немногим более миллиона тонн нефти, а за все время эксплуатации планирует извлечь только более 5 млн тонн. У “Роснефти”, помимо планов, связанных с Западной Сибирью, есть договоренность с норвежской Statoil исследовать отложения сланцевой нефти в Ставропольском крае. Если обнаружат коммерческие запасы, компании будут совместно разрабатывать залежи.
Но, как ни крути, планы наших нефтяников весьма скромны. Между тем, как прогнозирует министерство энергетики США, производство нефти и других жидких углеводородов в этой стране достигнет в следующем году 11,4 млн баррелей в день. Это станет рекордом. Нынешний лидер, Саудовская Аравия, производит 11,6 млн баррелей в день. Таким темпом – 7 процентов – добыча нефти в США растет уже четвертый год подряд, а импорт резко сокращается.
Между прочим, еще год назад эксперты считали, что США догонит Саудовскую Аравию лишь к 2020 г., но, похоже, скептики в очередной раз посрамлены: это событие вот-вот случится. Что несет России новые неприятности. А именно: скоро нам не только газ, но и нефть некому будет продавать за пределами страны. Во всяком случае – в нынешних объемах. А это прежде всего ударит по социальным программам: ведь денег в без того напряженном бюджете страны станет еще меньше.
Если читатель подумает, что о баженовке стало известно недавно, он сильно ошибется.
– Фонтан в Салыме на этой свите мы получили летом 1968 года, – рассказал мне академик Иван Нестеров. – Фонтан был аварийный, примерно 700 кубов в сутки. Давление аномальное, на глубине 2900 метров примерно 412-415 ат. Я считал, что нефть из ачимовской свиты, а Фарман Салманов, экспедиция которого там и работала, вместе с геологом Аркадием Тяном думали, что тюменская свита работает. На баженовку никто не грешил: глина, самая лучшая покрышка. Какая в глинах нефть может быть? Все-таки пожертвовали планом и ради науки пошли на эксперимент: через каждые 10 м – каротаж, испытание. Вскрыли ачимовку, испытали, получили дебит около 2 т. Пошли дальше, только вскрыли кровлю баженовки – бабахнул фонтан в 700 кубов! Все! Я тут же опубликовал заметку, что впервые в истории человечества открыта нефть в глинистых отложениях.
Сейчас есть 92 месторождения в баженовке, в том числе – на юге области, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Томской области. Они «сидят» в госбалансе страны.
– В Западной Сибири, – утверждает Нестеров, – по работающим технологиям можно извлекать 127 млрд куб. м нефти. Это больше, чем во всем мире! А геологические запасы – 500 млрд.
Вот и сравните потенциал баженовки с жалкими миллионами тонн, которые намерены добыть нефтяники к 2020 г.! Но почему раньше-то не спохватились, а лишь когда жареный петух клюнул?
– Чтобы президент произнес «баженовская свита», мне потребовалось убеждать руководителей страны 43 года, – сказал Иван Нестеров.
Дело не только в запасах баженовки, но и в себестоимости нефти. Здесь большие разногласия. Некоторые эксперты считают, что баженовская будет дороже обычной, а данные по США сильно «пляшут». Но даже если эти эксперты десять раз правы, эту нефть можно значительно удешевить.
– В баженовке, – говорит Нестеров, – огромные промышленные запасы урана. Ресурсы извлекаемые – 2-3 млрд т, а мировые (без Казахстана) – всего 600 тыс т. Я считаю, 20 тыс. т мы можем получить стоимостью на порядок меньше, чем сегодня: до 5 руб. за килограмм, а в мире этот килограмм продают за 150 долл. Цена, говорят, до 2015 г. такой и останется.
Мизерные затраты связаны с тем, что уран хотя и залегает на глубине 4 тыс. метров, что сильно пугает атомщиков, но добывать его можно с помощью уже пробуренных и брошенных нефтяных скважин. Так что добытый уран может сделать баженовскую нефть почти бесплатной.
Я уж не говорю о геосолитонной модели тюменского профессора Роберта Бембеля («ТП» о ней много писала). Если бы «Сургутнефтегаз» использовал не устаревшую сейсмику 2D, а проверенную практикой высокоразрешающую объемную сейсмику, которая дает точные координаты геосолитонных трубок с нефтью или газом, то у компании из 600 пробуренных на баженовке скважин более трети не оказались бы пустыми. И нефть была бы еще дешевле.
Вот только что мы с ней будем делать, если нефтяники станут раскачиваться так, как сегодня? Глядишь, и этот поезд уйдет, а мы даже на последнюю подножку не успеем вскочить…