Генплан будет зависеть от бюджета

За время своего существования генеральный план города Тюмени претерпел семь редакций. В конце сентября этого года Тюменская городская Дума утвердила обновлённую версию генплана.

Этот важный для развития областного центра стратегический документ достался непросто: состоялись десятки совещаний на тему генплана, рассмотрено более 650 заявлений горожан, не равнодушных к тому, как Тюмень будет жить завтра. Итак, завершён огромный коллективный труд, в котором было задействовано более сотни архитекторов, аналитиков, инженеров, специалистов по земельным вопросам, экологов, программистов, юристов.

В последний день октября в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете на диалог-площадке «Публичные лекции» состоялась электронная презентация генплана. Представляли генеральный план департамент градостроительной политики города Тюмени и разработчик – Институт территориального планирования «Град» (г. Омск). В обсуждении темы «Генеральный план Тюмени: стратегический вектор развития города и строительной отрасли» участвовали проектировщики, архитекторы, строители, журналисты.

Руководитель ИТП «Град» Анна Береговских сообщила: «Мы работали над комплексным проектом по развитию градостроительной документации территории города Тюмени». «Генплан – это лишь первая часть данного проекта, точнее – проекция социально-экономического развития на городской территории. Мы стремились сделать генплан Тюмени максимально реализуемым, то есть создать сбалансированный компромиссный документ. И, как показывает российское законодательство, идём правильной дорогой. А для города задача сегодня – понять, что он хочет в рамках генплана и сколько может себе позволить», – отметила главный архитектор «Града» Ирина Стуканева. Она назвала работу над проектом «уникальным экспериментом в России», с не просто теоретическими выкладками, но «математическими моделями оценки принимаемых решений», а Тюмень – «самым интенсивно развивающимся городом в стране», в перспективе «с возможным ростом населения более восьмисот тысяч человек».

Что предлагают разработчики? Кольцо скоростного транспорта – им является трамвай. Однако у многих горожан есть сомнения – слишком узкие в Тюмени улицы. Железную дорогу – оставить «на месте». Хотя несколько лет ходят слухи (были официальные заявления) о выносе железнодорожной линии к 2030 году за пределы города. Единое автотранспортное кольцо, построив дополнительные транспортные артерии через линию железной дороги и реку Туру. Решение наболевшего вопроса, связанного с парковками. Сеть велосипедных дорожек, о чём горожане давно мечтают, но ещё год-два назад власти считали данную тему неактуальной. Расширение улиц, идущих с Востока на Запад. Эта работа уже началась. Массовое озеленение – «единый экологический каркас». Развитие так называемых общественных пространств, то есть «деловые центры вынести из центра города в радиус влияния скоростных магистралей». Например, создать «Тюмень-Сити» в районе Плеханово или «Тюменский наукоград». У аудитории возник вопрос: «А надо ли это бизнесу?». Дислокация промпредприятий за городом. Этот вопрос также решается. Малоэтажное строительство. Объекты социальной сферы, в которых «огромный дефицит». Центры спорта и турбазы. Объекты спецназначения, в том числе полигоны ТБО.

Руководство города и Главного управления строительства Тюменской области считают: стратегический документ развития Тюмени получился гармоничным, полностью совпадающим с планами субъекта Федерации, дающим возможность развиваться областному центру в нужном направлении.

Ирина Стуканева дала совет «отцам города»: «Генплан не должен «лежать на полке», он должен обновляться. Такого колоссального труда над генпланом уже не потребуется, ведь мы создали электронный документ, с которым удобно и интересно работать». Обновление заключается в ежегодном мониторинге.

Генплан у Тюмени есть. Ура! Однако рано закрывать последнюю страницу комплексного проекта по развитию градостроительной документации территории областного центра, ведь генеральный план, напомню, – это только его начало.


8378