Тобольский театр в Италии

Труппа Тобольского драматического театра вернулась из Италии с новыми предложениями о сотрудничестве. Фестиваль«Quartieri dell’Arte» (квартал искусств), в котором участвовал спектакль тоболяков «Между носом и небом», проходил с 21 сентября по 6 ноября этого года уже в шестнадцатый раз и объединил пространство пяти городов в регионе Лацио: Витербо, Ветралла, Баньорджио, Капрарола и Рим.

Он уже давно признан в качестве одного из основных для современной драматургии в Италии. На фестивале представлено шесть мировых премьер, четыре перевода с итальянского и восемь дебютов итальянских авторов.

Со-директоры Джан Мариа Черво и Альберт Базетти развивают его как лабораторию живого междисциплинарного диалога. Темой этого года стала «сложность»: сложность содержания или формальные сложности.

В реальной жизни, как и в постановке Тобольского театра, мы сталкиваемся с таинственным, необъяснимым. Это происходит повсеместно, каждый день. Мы приучаем наше сознание, наш ум игнорировать, пропускать то, что не поддается истолкованию. То, что не укладывается в линейную, житейскую логику. Мир наполнен чудесами, но мы их не видим. Драматург Джан Мариа Черво написал пьесу по мотивам новеллы Луиджи Пиранделло, ее действие разворачивается в маленьком горном отеле-пансионате. Случай свел людей практических, склонных к научному мышлению, имеющих привычку все обосновывать и оправдывать. Автор, мистик и мечтатель, погружает своих персонажей в череду странных происшествий. Детские голоса, звучащие в заброшенной церкви, «говорящее дерево»... Сцена, по мнению Пиранделло – идеальное «пустое пространст­во». На сцене может происходить все, что угодно. Реальность размывается, любое происшествие оборачивается своей изнанкой, причины и следствия меняются местами. В театре нет жесткой границы между видимым и невидимым. А в жизни? Все что происходит с нами, происходит одновременно во сне и наяву. Мир играет с нами, и мы играем с ним. «Мы смотрим на беспредельную, бесформенную, абсолютную Вселенную, и Вселенная смотрит на нас», – так обосновывает свой замысел режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Алексей Слюсарчук.

Свою итальянскую премьеру тобольские артисты играли в парке Палаццо Фарнезе в Капрарола. Замок построен в эпоху итальянского Возрождения по заказу будущего папы Павла III, сейчас здесь расположена одна из резиденций президента Италии. Специально посмотреть на российскую постановку приехали профессионалы из Ветербо, Ветралла, Рима и швейцарского Цюриха. Много комплиментов Наталье Зубович (художник-постановщик, Санкт-Петербург) высказал Альдо Пеннелло, известный художник театра и кино, работавший с Лукино Висконти. На спектакле присутствовал и ректор национальной киношколы Адриано Де Сантис. Он предложил театру сотрудничество с Экспериментальным центром кинематографии в Риме. Среди выпускников этого знаменитого учреждения много мировых имен (достаточно упомянуть Микеланджело Антониони, Клаудию Кардинале). Одновременно с репетициями и показом спектакля тоболяков в городском театре молодой испанский режиссер Карлес Фернандес Гийя работал со студентами киношколы над трилогией «против прогресса», «против демократии» и «против любви» для фестиваля. Посмотрев спектакль «Между носом и небом», Карлес выразил желание поработать с тобольской труппой. Это, как сейчас принято говорить, топовый режиссер, создатель театра в Каталонии, так же организаторы предложили тобольскому театру поставить новый спектакль именно для пространства Палаццо Фарнезе в Капрарола и пригласили на следующий, семнадцатый фестиваль.


8345